Не каждому достается отличный роман – и не всякий сможет его окончательно испортить!
Хорошо и богато жилось голливудским режиссерам в начале 80-ых годов. Есть возможность снять фильм, но нет идей? А для чего тогда пишут плодовитые и талантливые
Дональд Уэстлейк,
Алистер Маклин, молодые
Стивен Кинг и
Дин Кунц? Справедливости ради, на молодых, даже Кинга и Кунца, ставили редко, но, после гигантского успеха экранизации Дж. Ли Томпсоном «Пушек крепости Навароне» (в которой особенно отличились Энтони Куин и Грегори Пек),
за романы шотландского писателя пошла настоящая война....
Читать полностью
Хорошо и богато жилось голливудским режиссерам в начале 80-ых годов. Есть возможность снять фильм, но нет идей? А для чего тогда пишут плодовитые и талантливые Дональд Уэстлейк, Алистер Маклин, молодые Стивен Кинг и Дин Кунц? Справедливости ради, на молодых, даже Кинга и Кунца, ставили редко, но, после гигантского успеха экранизации Дж. Ли Томпсоном «Пушек крепости Навароне» (в которой особенно отличились Энтони Куин и Грегори Пек), за романы шотландского писателя пошла настоящая война. Бельгиец Этьен Перье ухватил себе «Когда пробьет 8 склянок», англичанин Джеффри Рив «Куклу на цепи» (это только в том же году, что в «битву за Маклина» ввязался режиссер «Страха» Майкл Тачнер), а, так как, еще годом раньше, Хаттон выдал в Голливуде фильм с Иствудом и Ричардом Бертоном по еще одному успешному роману писателя, «Там, где гнездятся орлы», бедолаге Тачнеру остался только бестселлер «Страх открывает двери».
Надо сказать, М.Тачнеру досталась не худшая из книг Маклина. Парой лет раньше Голливуд сделал нечто путное из куда менее интересного романа писателя, «Полярная станция Зет». Оставалось не испортить шикарный роман о шантажируемом мафией миллиардере и человеке, которому незачем жить, кроме мести.
Но увы, даже пригласив в картину Ньюмана, Кингсли и популярную тогда Сьюзи Кэндолл, не слишком опытный режиссер решил не бросать вызов «голливудским стандартам», даже во имя логики. Возможно, сказалось и то, что Майкл Тачнер получил лишь права на экранизацию романа, а не самого писателя тот в это время помогал молодому Энтони Хопкинсу и Натали Делон с «8 склянками». «Разорваться» неожиданно оказавшийся на пике востребованности Маклин не смог, поэтому два отличных его романа экранизировавшиеся в Англии и Голландии «Кукла на цепи», и в Голливуде "Страх открывает двери" были «улучшены». А пословица недаром гласит, что улучшать хорошее только портить.
В данном случае Майкл Тачнер решил (или на этом настояли продюсеры), что в фильме обязательно должен быть толстый намек на любовную линию и, конечно же гонки на машинах! Против этих гонок я бы не возражал, они публике нравятся до сих пор, этот отрывок из фильма собирает тысячи просмотров в соцсетях, да вот только такая долгая погоня выставляет героя Барри Ньюмана не слишком умным. Я заподозрил неладное, еще когда он таранил заграждение из бочек в романе вслед за этой сценой следовал обмен репликами с заложницей: «кретин, ты хотел нас убить! Дурочка, заткнись, у них бы просто не хватило времени вытащить на шоссе полные бочки!». Дальше хуже, пусть сами гонки на антикварных сейчас автомобилях и сегодня смотрелись классно. Во имя той самой «любовной линии», в фильме отсутствует один из главных персонажей романа: шофер и реальный, не мафиозный, телохранитель дочки миллиардера. Он же по совместительству, и её любимый, единственный, кто пытался защищать от мафиози. Да, зрителю стало без него проще надеяться, что бедный Тэлбот (герой Ньюмана), в итоге всех пертурбаций, обретет своё интимное счастье в финале картины, вот только без преданного телохранителя по фамилии Кеннеди еще больше поглупели уже не один Тэлбот, но и опытный коп Яблонский, и дочка миллиардера Сара, и сам магнат. Да и сама детективная интрига «опростилась» до детсадовского уровня. Так, бывшего копа, профессионала Яблонски (самый лучший персонаж в фильме, спасибо неизвестному мне ранее артисту Дольфу Смиту), явные бандиты удерживают в доме под предлогом, что «правда не должна покинуть дома»! Да будь герой Д. Смита даже самым тупым «бывшим копом» на земле, он бы понял, по такой постановке вопроса, что он обречен. В романе он сам мотивирует необходимость остаться: Тэлбот при попытке побега, увечит пару боевиков и профи-Яблонский, останавливая его, с иронией намекает, что готов остаться нянькой за дополнительное вознаграждение, раз уж кругом такие слабаки (всего этого в фильме нет, что, делает абсурдным действия Рояла в отношении Яблонски: он мстил ему за «слабака», ни в чем не подозревая). Герой Ньюмана, зная, что дом на «прослушке» у мафии (нам это даже показывают), тем не менее, в пиковой ситуации, рассказывает правду о себе героине Кэндолл. Великий умник миллиардер Рутвен, сделавший «себя сам», - выходит достаточно наивным, веря в сотрудничество с убийцами из международного картеля (в романе и он, и его дочь, четко осознавали свои шансы остаться в живых, Тэлбот прибыл именно к ним на помощь, узнав, что мать и младших сестер Сары удерживают в заложниках). Ну и несчастной С. Кэндолл, приходится (при её-то росте 163 и хрупкости) помогать Тэлботу, «вырубая» здоровенных мужиков в романе всем этим занимается отвергнутый режиссером влюбленный телохранитель.
Все же рекомендую фильм поклонникам детективов с «саспенсом» и неожиданными поворотами сюжета. Сам Ньюман на «отлично» играет только в финальной сцене, но мне безумно понравились Д. Смит («Яблонски»), Кингсли («Роял») и Вернон («Виланд»), а С. Кэндолл добавляет хрупкой красоты в эту суровую историю.