Быть или не быть
«Эпилог» - это драматический фильм режиссера Майка Николса, снятый для телевидения и выпущенный в 2001 году.
Повествование фильма ведется от лица профессора английской литературы Вивьен Беринг. Вивьен представлена зрителю одинокой женщиной, которой осталось всего два года до преодоления отметки в пятьдесят лет. Всю свою сознательную жизнь она посвятила изучению английской литературы и преподаванию. Но начинается повествования со страшного известия, которое узнает Вивьен у нее рак четвертой...
Читать полностью
«Эпилог» - это драматический фильм режиссера Майка Николса, снятый для телевидения и выпущенный в 2001 году.
Повествование фильма ведется от лица профессора английской литературы Вивьен Беринг. Вивьен представлена зрителю одинокой женщиной, которой осталось всего два года до преодоления отметки в пятьдесят лет. Всю свою сознательную жизнь она посвятила изучению английской литературы и преподаванию. Но начинается повествования со страшного известия, которое узнает Вивьен у нее рак четвертой стадии. И теперь у нее выбор умереть спустя несколько недель, но остаться такой, какая она сейчас или настроиться на химиотерапию, которая должна дать ей еще восемь месяцев жизни, но превратит Вивьен в немощную, тощую и лысую женщину. Врачи, безусловно, настаивают на втором варианте им необходимо опробовать экспериментальное лекарство. Вивьен легко поддается уговорам, ведь даже несмотря на свои философские взгляды, увлеченность поэзией Джона Донна, расставание с жизнью явно не входит в ее планы. Впрочем, изучение поэзии Джона Донна дало свои результаты, ведь его творчество об осознании неизбежности смерти и преодолении страха перед неминуемым оказывается как нельзя кстати в тяжелой ситуации. Да и Вивьен привыкла принимать вызовы от жизни, а зритель очень скоро узнает об этом.
Осознание ее желания бороться приходит из флэшбеков, повествующих зрителю о детстве и юности Вивьен, из ее ироничного отношения к постоянным анализам и процедурам. Однако желание бороться довольно быстро исчезает, а ему на смену приходит боль не только тела, но и души. Унизительный осмотр, проведенный бывшим студентом, цинизм врачей, относящихся к ней лишь как к подопытному объекту все это лишь усугубляет ситуацию. Чувство одиночества усиливается с каждым днем. Приходит тяжесть тянущегося времени, которого остается все меньше и меньше. В таких условиях просто невозможно оставаться тем, кем ты когда-то являлся. Однако Вивьен старается. Она послушно отвечает на задаваемые вопросы, наблюдает за измерением уровня рвоты и долго ждет рентгенолога, ушедшего на положенный ему обеденный перерыв. Ей остается лишь заглушать свою боль воспоминания о студентах и чтением сонетов Джона Донна. А больше ничего и не остается, ведь в ее жизни не было ничего, кроме работы, учебы и английской литературы.
Вивьен делится своими переживаниями со зрителем. Это способствует лучшему пониманию того, что испытывает Вивьен. Но как бы она не пыталась казаться сильной, как бы не старалась отвлечься, в ее глазах можно разглядеть страх, тревогу и боль.
Нельзя не отметить игру Эммы Томпсон, выступившую не только исполнительницей главной роли, но и одним из авторов сценария. Другим автором выступил режиссер Майк Николас, а произведение основано на пьесе Маргарет Эдсон. Томпсон поражает своей игрой и не вызывает никаких вопросов. Ее героиня вызывает сочувствие, а актриса потрясающе передает свои ощущения одним лишь взглядом. Впрочем, справедливо будет отметить участие Айлин Эткинс и Кристофера Ллойда.
Майк Николс не использует ненужных деталей, не перегружает сюжет и не вводит необязательные диалоги. Все это делает фильм «Эпилог» серьезной телевизионной драмой о жизни человека, понимающего, что его время подходит к концу
Фильм поднимает множество проблем: от отношения врачей к пациенту как к подопытному до извечного вопроса «быть или не быть». «И это не отвлеченно вопрос жизни и смерти. Это вопрос моей жизни и моей смерти!..»
Потрясающая, сильная игра Эммы Томпсон, реалистичность происходящего, отсутствие ненужных деталей и великолепная музыка.