«Ты вернулся, Оливье?»
Фильм известного режиссера Агнешки Холланд "Оливье, Оливье" является одним из лучших психологических триллеров, созданных в Европе. Драматургия картины решена в традициях наследия античной драмы, а психологизм произведения переплетается с опьяняющей чувственностью.
В этом фильме сплетаются разноцветным клубком разные нити проблем и вопросов, перепутывается повседневность и запретные темы, полунамёки и фантазии, нереальность непознанного и трезвый расчет здравого смысла. В узкие рамки жанра...
Читать полностью
Фильм известного режиссера Агнешки Холланд "Оливье, Оливье" является одним из лучших психологических триллеров, созданных в Европе. Драматургия картины решена в традициях наследия античной драмы, а психологизм произведения переплетается с опьяняющей чувственностью.
В этом фильме сплетаются разноцветным клубком разные нити проблем и вопросов, перепутывается повседневность и запретные темы, полунамёки и фантазии, нереальность непознанного и трезвый расчет здравого смысла. В узкие рамки жанра семейной драмы автор сумела вложить всю глубину противоречий личных отношений героев фильма, чьи прототипы являлись реальными людьми.
Первая часть фильма решена режиссёром в спокойном, хоть и драматичном, по сути, темпе. Отец семейства занятый своими проблемами не уделял жене и детям достаточно внимания, поэтому она, целиком погрузилась в свою любовь к сынишке, даже не замечая в своем эгоизме материнских чувств, что ребенок получает сильнейшую травму от рассказов своей сестры о зеленых инопланетянах.
Семья, отношения в которой пронизаны не столько любовью, сколько эгоизмом, после исчезновения Оливье рушиться на глазах, не выдержав испытания горем потери. Бессмысленные упрёки и обвинения не могли возвратить любимца матери, но раскрыли человеческую сущность каждого члена семьи. Казалось бы, все герои фильма, остаются без какой бы то ни было надежды. Но эта кажущаяся безысходность является лишь прелюдией к логически выверенному преображению героев во второй части, где они неожиданно обретают то, на что уже перестали надеяться.
Через шесть лет после разыгравшейся в семье трагедии, усталый полицейский инспектор узнает в чувственном лице молодого гея, обслуживающего посетителей общественных туалетов, черты пропавшего мальчика. Он с жаром повествует начальнику, о тех давних драматических событиях, с которых начался его нынешний карьерный успех. Но полицейскому и в голову не приходит, что находящийся за дверью юнец, обладающий тонким слухом и даром перевоплощений, уже вошел в предложенную ему судьбой игру.
За эту роль пятнадцатилетнего мошенника Грегуар Колен в семнадцать лет попал в номинацию на «Сезара», как самый перспективный актёр во Франции. Его игра на грани психологической драмы, детектива и мистики во многом обусловила высокий эмоциональный накал сюжета этого фильма.
Серьезным испытанием для всех в этой вновь обретенной семье явились запретные связи, балансирующие на грани этических норм и общепринятой морали. Восставшие из руин чувства родителей ломает женское единение матери и дочери, а развратный юнец испытывает первое в жизни гетеросексуальное влечение. Режиссёр изощренно придает искусной лжи видимость безмятежной естественности. Безродный скиталец на глазах становится неотъемлемой частью полноценной семьи, порой вынуждая усомниться в присутствии ложных иллюзий, которым поверили отчаявшиеся родители и безрассудно влюбившаяся в извращенца сестра.
Но самые драматичнее переживания, несомненно, выпадают на долю самого ложного «брата», когда он раскрывает обстоятельства исчезновения подлинного Оливье, превращающие его притворство в удел всей семьи. Возврат становится уходом и вновь возвращением. Вереница недосказанности и колебаний, пронизана непереносимой болью минувшего и опутана мглой неясного предстоящего. В этом закоренелом мистификаторе сплелись в запутанный клубок пороки и интриги. Но он единственный из всех героев честен хотя бы своей готовности к жертве самим собой, своим именем и естеством ради возвращения к жизни чужой матери. Может быть именно благодаря нему, она очнется от своего болезненного сна и скажет: «Оливье? Ты вернулся?»
Агнешка Холланд словно бы ставит в конце фильма перед зрителем неразрешимую философскую дилемму возможности спасти никчемную жизнь ценой другой, о которой ни у кого не будет сожаленья.
Рекомендую!