Визитер
Ежи Сколимовский является довольно своеобразным режиссером, способным удивлять даже тех зрителей, которые хорошо знакомы с его творчеством. Его картина
«Четыре ночи с Анной», вышедшая в 2008 году, была выпущена спустя семнадцать лет молчания режиссера, последний раз напомнившего о себе в амплуа режиссера и сценариста лишь в 1991 году.
Существуя на стыке черной комедии и мелодрамы, картина «Четыре ночи с Анной» повествует о достаточно необычном чувстве к медсестре Анне сельского простака Леона,...
Читать полностью
Ежи Сколимовский является довольно своеобразным режиссером, способным удивлять даже тех зрителей, которые хорошо знакомы с его творчеством. Его картина «Четыре ночи с Анной», вышедшая в 2008 году, была выпущена спустя семнадцать лет молчания режиссера, последний раз напомнившего о себе в амплуа режиссера и сценариста лишь в 1991 году.
Существуя на стыке черной комедии и мелодрамы, картина «Четыре ночи с Анной» повествует о достаточно необычном чувстве к медсестре Анне сельского простака Леона, сопровождающего людей в самый последний путь. Леон когда-то стал случайным свидетелем изнасилования женщины, к которой он проявляет интерес и по своей же глупости сел в тюрьму вместо того, кто действительно должен был понести наказание. Заключение и наличие судимости не сломили Леона, а лишь укрепили его силу духа. Сам же Леон обнаружил в себе сильную тягу к Анне. Не в силах больше выносить свое одиночество, он решает найти выйти из положения следующим образом: Леон подмешивает Анне снотворное и каждую ночь приходит наблюдать за ней. Он проводит долгие часы рядом со спящей женщиной. В это время он пришивает пуговицы к ее халату, красит ноги, наводит порядок и каждый его визит становится намного смелее предыдущего.
Картину «Четыре ночи с Анной» можно интерпретировать по-разному, однако совершенно точно понятно, что это картина о любви, пусть и очень своеобразной и способной повергнуть в шок. Однако повергнуть в шок способны скорее средства, которые выбрал режиссер для демонстрации чувств центрального персонажа. Он последовательно унижает центрального героя и практически уничтожает, делая заложником своих чувств. Неспособность персонажа защищаться от агрессии внешнего мира делает его жертвой в прямом смысле этого слова. Отсидев за действие, которое он не совершал, он сам становится жертвой насилия в тюрьме. При этом у него не было возможности доказать свою невиновность другим заключенным.
Нельзя не отметить, что в фильме сильны некромотивы. Леон является сотрудником крематория и всю жизнь занимается тем, что разрубает человеческие тела для того, чтобы те лучше горели. Он обитает в помещении, наполненном трупным запахом. Тишина, к которой он привык, переносится на отношения с Анной. Он не делает ей ничего плохого, но не знает, что делать в тот момент, когда она просыпается. Леон боится ее. Более того, он боится как живых людей, так и самой жизни.
Восточно-европейское кино необычное, у него свой стиль, никаких голливудских стереотипов.