Логика Азии
Село в Туркмении. Благородная цель. Русский врач, поставивший для себя задачу помочь людям, приезжает в забытую богом деревню. Казалось бы все просто. Живи, лечи, помогай. Но кто его готовил к столкновению с самобытностью и укладами предков местных жителей. Странный мир не понятной культуры, где сталкиваются многоязычность и традиции, где логика, привычная белому человеку дает сбой, а, казалось бы, разное и необъяснимое соединяются и прекрасно существуют в едином и целом.
Повесть "За миллиард...
Читать полностью
Село в Туркмении. Благородная цель. Русский врач, поставивший для себя задачу помочь людям, приезжает в забытую богом деревню. Казалось бы все просто. Живи, лечи, помогай. Но кто его готовил к столкновению с самобытностью и укладами предков местных жителей. Странный мир не понятной культуры, где сталкиваются многоязычность и традиции, где логика, привычная белому человеку дает сбой, а, казалось бы, разное и необъяснимое соединяются и прекрасно существуют в едином и целом.
Повесть "За миллиард лет до конца света" известных Стругацких легла в основу очередного творения Сокурова. Мотив вроде и улавливается, но, словно хирург, режиссер режет повесть, отсекая фантастику, понятную логику сюжета, отказываясь от остроумного повествования, и переносит то, что осталось в совершенно отличающиеся от книги место действия - в Азию.
В итоге, этот вроде бы авторский кино-эксперимент достаточно сильно уничтожает идею литературного источника - Давление. А на первый план выступает всеми любимый конец света. Давление же превратилось или, скорее, стало невыносимо тяжелым прессующим материалом, под действием которого участники повествования все глубже увязают в бессмысленных отношениях с миром и страдают от гнетущего чувства вины.
Герои сего творения нагружены какой-то темнотой, в которой силятся разглядеть глубокий смысл, и закапывают, еще глубже, свои эмоциональные переживания. От роли же главного героя появляется ощущение безумства. Вроде молодой врач, но почему такое сходство с монахом-наблюдателем? А если еще прибавить лиц, за которыми ему довелось наблюдать: летающий ангел, говорящий мертвец, дезертир...
«Дни затмения» снимали в Красноводске. В городе, в котором культура похожа, скорей, на винегрет, чем на традиционную для многих народов единую систему, выстраиваемую веками. И в этот салат странным образом попали абсолютно не подходящие нормы современной морали, никак не попадающие под вековые традиции. И всех все устраивает. Впрочем, даже кадр показывает, что люди прекрасно уживаются с таким дискомфортом.
Сокуров сам по себе своеобразный автор, и фильмы его требуют немного большего, чем обычное мышление. Порой, чтобы понять его творение, нужно и прям стать не от мира сего. Но все-таки он умеет передать сумасшествие своих фильмов. Используя грамотно операторскую работу от системы до беспорядков, накладывая мощный музыкальный фон, его модель авторского видения получается довольно эксклюзивным вариантом.
Звук в «Днях затмения», в большей степени, отражает саму суть пространственных границ и достаточно сильно заставляет следовать за изображением. Собрав коктейль из многих видов музыкального репертуара, как фольклорных произведений, так и нестареющей классики, Сокуров сумел подогнать под свой "салат" и культуру мировой музыки.