Три взгляда на жизнь.
Нью-Йорк – феерический город-мечта, который не спит никогда, а каждый человек из его многомиллионного населения, конечно, имеет свою особенную историю. И вот три истории кардинально отличающихся друг от друга героев и рассказали в далёком 1989 году в этом киноальманахе три американских популярных режиссёра, тоже проживающие в этом городе: Мартин Скорсезе, репортёр нью-йоркских злых улиц, Фрэнсис Коппола, рассказавший о нью-йоркской сицилийской мафии и Вуди Аллен, создавший новый жанр –...
Читать полностью
Нью-Йорк – феерический город-мечта, который не спит никогда, а каждый человек из его многомиллионного населения, конечно, имеет свою особенную историю. И вот три истории кардинально отличающихся друг от друга героев и рассказали в далёком 1989 году в этом киноальманахе три американских популярных режиссёра, тоже проживающие в этом городе: Мартин Скорсезе, репортёр нью-йоркских злых улиц, Фрэнсис Коппола, рассказавший о нью-йоркской сицилийской мафии и Вуди Аллен, создавший новый жанр – интеллектуальную комедию.
Скорсезе в своей новелле поведал самую серьёзную и глубокомысленную историю о преуспевающем известном художнике Лайонеле Доби, его играет Ник Нолти, и о его молодой двадцатидвухлетней ассистентке Полетт (Розана Аркетт), его музе, вдохновляющей его на написании им шедевров. Немолодой художник-эгоцентрик пишет огромные абстрактные картины под громко звучащий тяжёлый рок, в качестве палитры используя крышку от металлического мусорного ведра. Ему обязательно нужно присутствие в жизни женщины как искры, зажигающей его художественный импульс. А когда она хочет уйти от него, потому что не любит, начинает сопротивляться, он и из её сопротивления черпает вдохновение. Именно отвергнутая его любовь, его неудовлетворённое желание приводят к творческим приступам, в процессе которых на холсте появляется шедевр.
Лично меня такие шедевры не впечатляют, любой, на мой взгляд, пятилетний ребёнок вполне такой шедевр намазюкает, но это мода такая, и такие картины стоят огромных денег, но фильм не об абстракционизме.
Фильм просто пытается зрителя убедить, что перед ним гений. И этот гений, боясь потерять источник своего вдохновения, бегает за Полетт, постоянно твердит, что её любит и для неё готов на всё, даже на платонические отношения, лишь бы была она рядом. Но он ради неё на самом деле не идёт ни на какие жертвы, даже на бытовые и мелкие, то есть ни о какой всепоглощающей любви с его стороны к Полетт нет речи. А начинающая художница Полетт, его муза, сама пыталась использовать знаменитость, чтобы прославиться среди богемных художников, а Лайонел всячески уклоняется от прямых ответов на вопросы Полетт о её одарённости. Ведь если он скажет, что она бездарна, она уйдёт.
И опять-таки, вглядываясь и в её мазню, я не заметила большого её отличия от шедевров художника-гения. Но разве я вправе оценивать такие полотна, если даже совсем не понимаю в чём красота, смысл и ценность Чёрного квадрата Малевича? Ну, это небольшое моё размышление не касается этой новеллы.
Здесь главное понять, что Скорсезе пытается убедить, что любому гению нужна муза, и он способен из всего извлечь пользу, даже в разрыве отношений с мечтательной и наивной, но капризной и амбициозной провинциалкой. Она, сломленная, уезжает, тем самым освобождает место для другой такой же юной девушки, которая понадобится художнику для нового вдохновения, для продолжения творчества, рождающего в нескончаемых муках полотна-шедевры.
А игра Розаны Аркетт и Ника Нолти просто великолепна, они оба отлично воплотились в своих героев, играли одухотворенно. Ничуть не вызывает сомнений, что перед нами действительно гениальный художник-бунтарь, представитель богемы, и девушка, сначала прельстившаяся гением великого художника, а потом полностью в нём разочаровавшаяся. И даже не знаешь, кому больше сочувствовать, настолько проникновенны созданные образы, что в разные моменты вызывает сопереживание то один герой, то другой.
После динамичного рассказа Скорсезе о взрослых жителях Нью-Йорка идёт очень атмосферная зарисовка Копполы о самостоятельной двенадцатилетней девочке Зои Монтез (Хитер МакКомб). Она на Манхеттене в шикарном отеле живёт одна, под присмотром дворецкого, а её знаменитые и талантливые родители, папа-музыкант Клаудио (Джанкарло Джаннини) и мама-фотограф Шарлотта (Талия Шайр), в разводе, но стараются примириться, и они всё время на работе, в отъезде. Такая жизнь для неё стала привычной, и она очень удивляется, когда кто-то из родителей появляется, а вот к ограблению ячеек она привыкла, и это её не удивляет. И однажды во время очередного ограбления, ей удаётся предотвратить кражу бриллиантовой серёжки, которую её папе-музыканту растроганная зрительница подарила, услышав его замечательную игру на флейте. Из-за этой драгоценности она попадает в историю с шейхом, принцессой, в общем, в увлекательную настоящую восточную сказку. Перед зрителем предстаёт жизнь детей, родители которых самые влиятельные и богатые в Нью-Йорке. Особенно поражает своим блеском костюмированный бал, на который собираются дети в роскошных нарядах от Шанель.
Коппола вместе с Софией, своей восемнадцатилетней дочерью, пишет сценарий к этому рассказу, и София ещё и за костюмы отвечает, Талия Шайр, сестра Копполы, играет роль Шарлотты, матери Зои, а Кармайн Коппола, его отец исполняет роль уличного музыканта, а также музыку написал к новелле. Так что, почти вся семья режиссёра участвовала в создании этой истории. София при написании сценария в образ Зои вложила немало и от себя самой. Эта добрая девочка нищему приносит конфеты, гуляет с бриллиантовой серёжкой на тюрбане, собираясь на бал. Она у Абу (Селим Тлили), влиятельного мальчика, имеющего среди нефтяных магнатов и королей друзей, берёт интервью. Он, оказывается, любит шоколад и моду, а ему наркотики постоянно предлагают. И мечтает Абу стать к двадцати четырём годам самым богатым на свете человеком. Она с мамой отправляется в путешествие по папиному гастрольному маршруту. Эти богатые жители Нью-Йорка знают вкус жизни и наслаждаются жизнью сполна. Это самая трогательная история, в которой маленькая актриса Хитер МакКомб очень правдоподобно отразила характер Зои, которая выросла слишком быстро и легко смогла адаптироваться к жизни в большом городе. Наблюдать за разворачивающейся историей было весело и интересно, особенно оригинальными показались беседы Зои с родителями.
И завершает фильм фантастико-мистическая и комичная история Вуди Аллена, который играет в своей короткометражке главного героя пятидесятилетнего Шелдона Миллса, типичного неудачника, которому жить спокойно и жизнью наслаждаться не даёт его мама. Она всячески его опекает, критикует его постоянно, ставит в положение неловкое, считает, что она лучше знает, на ком Шелдону жениться. И совсем невыносимой становится ситуация, когда она исчезает во время случайного участия в одном из фокусов в цирке, и появляется неожиданно на небе, и теперь весь Нью-Йорк знает всё о её сыночке, за которым она следит с неба. Жизнь Шелдона становится сплошным кошмаром. Этот рассказ является расширенной вариацией многочисленных шуток о маме еврейской, которая знает лучше всех, что для счастья её ребёнку нужно, которого и в пятьдесят лет считает наивным и неразумным мальчуганом. Игра Вуди Аллена виртуозна, он так показывает своей мимикой всё, что испытывает, особенно ему удаётся передать неловкость и стыд, когда своенравная мама без стеснения рассказывает о его жизни всему городу.
Смотреть, естественно, все эти истории было интересно, но они не оказали огромного впечатления на меня, я всё же от таких мэтров ожидала большего.
Вторая (Коппола) – дичайший кринж. Фрэнсис, зачем? Нью-Йорк может быть волшебной сказкой для детишек миллионеров и шейхов? Вот спасибо, Капитан Очевидность!
Третья (Аллен) изумительно изящно обыгрывающая стереотипы о еврейских интеллигентах и по-настоящему смешная выравнивает ситуацию.
6/10