Открывая глаза на реальность
Ни для кого не секрет, что в американском кинематографе никогда не старались превозносить Белый дом. Едва ли не во всех по-настоящему значимых голливудских фильмах, каким бы то ни было образом затрагивающих политическую тему, ладонь режиссера (сценариста) гладит свое детище против шерсти, обнаруживая изъяны и демонстрируя негативные моменты системы.
Очередным в этой условной группе стал Эндрю Никкол, снявший «Оружейного барона», где президент США изображен главным торговцем оружия, а...
Читать полностью
Ни для кого не секрет, что в американском кинематографе никогда не старались превозносить Белый дом. Едва ли не во всех по-настоящему значимых голливудских фильмах, каким бы то ни было образом затрагивающих политическую тему, ладонь режиссера (сценариста) гладит свое детище против шерсти, обнаруживая изъяны и демонстрируя негативные моменты системы.
Очередным в этой условной группе стал Эндрю Никкол, снявший «Оружейного барона», где президент США изображен главным торговцем оружия, а вмешательство страны в политику других зло высмеяно. Последовавшая за «Бароном» схожая по тематике «Сириана» выглядит даже несколько мягче своего предшественника, «всего лишь» вскрывая механизмы и способы воздействия ЦРУ на правительства государств, богатых природными ресурсами, в целях максимизации прибыли американских корпораций.
Сюжет «Сирианы» частично основан на книге Роберта Бэра, бывшего некогда продолжительное время сотрудником ЦРУ. В ней бывший агент в неторопливой и основательной манере размышляет на тему того, что ЦРУ, по своей сути, является, дословно, «бизнесом с годовым оборотом, равным 30 миллиардам». Нефть становится не столько источником энергии, сколько неотъемлемым атрибутом власти и денег. Острая конкуренция со стороны Китая заставляет американских нефтяных королей делать многомиллионные подарки Казахстану с одной стороны, создавать политическую и социальную нестабильность на Ближнем Востоке – с другой.
Отказавшие в допуске к своим бездонным скважинам щедрым на обещания и подарки заокеанским партнерам и не желающие по завышенной цене покупать произведенные на американском материке товары подлежат ликвидации посредством «специального воздействия» ЦРУ. Реформаторов с качественным европейским образованием, стремящихся вывести свои страны из продиктованного сырьевого мрака и помочь им занять более выигрышные позиции на международном рынке и арене в целом, нефть имущие страшатся куда больше, чем консервативных необразованных приверженцев многовековых управленческих традиций.
Вторые удостаиваются лишь критики в свой адрес и гневных речей с трибун, первые же – индивидуального заказа и пули, либо взрывчатки. Впрочем, один из героев картины списывает это на то, что «капитализм без отходов невозможен».
Сценарист картины Стивен Гейган, лишь во второй раз занявший режиссерское кресло, судя по всему, кардинально изменил свою политическую позицию. В своем предыдущем фильме он навязчиво и недвусмысленно доказывал право Правительства США вмешиваться во внутреннюю политику суверенных государств.
В «Сириане» же мы видим кардинально иную точку зрения, выносящей американскому альянсу корпораций и спецслужб беспощадный обвинительный вердикт. Просмотр данного фильма многим откроет глаза и заставит по-новому взглянуть на окружающую нас реальность, ввиду чего становится по-своему уникальным современным произведением, отражающим макроэкономические тенденции эпохи.