Живи и радуйся?
Фильм «Портрет в сумерках» невероятно «женский», при этом ничего особенно выдающегося в сюжете обнаружено не было. В центре – успешная женщина среднего возраста, которая, на первый взгляд, имеет все, о чем безуспешно мечтает огромное количество других женщин. У Марины хорошая работа, она замужем, живет в собственной квартире, может позволить себе все, что хочет. Муж – солидный и обеспеченный, но это отнюдь не мешает ей регулярно встречаться с любовником. Можно было бы просто жить и...
Читать полностью
Фильм «Портрет в сумерках» невероятно «женский», при этом ничего особенно выдающегося в сюжете обнаружено не было. В центре – успешная женщина среднего возраста, которая, на первый взгляд, имеет все, о чем безуспешно мечтает огромное количество других женщин. У Марины хорошая работа, она замужем, живет в собственной квартире, может позволить себе все, что хочет. Муж – солидный и обеспеченный, но это отнюдь не мешает ей регулярно встречаться с любовником. Можно было бы просто жить и радоваться.
Как это очень часто бывает, стоит только копнуть поглубже, как тут же обнажается правда, которая уже больше похожа на повседневную реальность, а не волшебную сказку со счастливым концом. Мужа героиня не любит и не уважает, любовник – не брутальный мачо, а близкий друг их семьи, за сердце которого и не приходилось особенно бороться. Если нет настоящей любви и сказки в жизни, работа и квартира уже не имеют никакой роли. Так, в общем-то, периодически и считают все, у кого есть и квартира, и работа, и много чего еще. Так считала и героиня «Портрета в сумерках».
Вернемся к ней. Ее безбедное существование стремительно омрачается. Однажды день не задался, произошло море мелких неудач, которые легко пережить, но увенчалось это попаданием в лапы отнюдь не доблестных сотрудников ДПС. Они насилуют Марину в полицейской машине, а потом выбрасывают, швырнув в лицо мелкую денежную купюру (ну что для нее сто рублей?). О своих терзаниях и сомнениях она рассказывает через несколько дней своим близким друзьям, предварительно, по традиции, выпив водки. Это ее день рождения, ее шанс высказать все, что так давно хотелось сказать.
Когда смотришь фильм, поневоле задумаешься о нелегкой женской доле, да и вообще о том, как непросто бывает жить среди людей и оставаться человеком. В наше время довольно легко стать жертвой насилия, но еще печальнее то, что ты уже до этого часто бываешь как будто изнасилован жизнью, но можешь долгие годы этого в упор не замечать. Тут поссорился, там тебе наступили на ногу, приезжаешь домой – ссоришься с близкими, убегаешь утром на работу – начальство снова чем-то недовольно, день опять провален. А тут настоящее насилие. Что делать женщине? Каждый в порыве ярости захотел бы расправиться с обидчиками, но не каждая решилась бы с ним жить, а Марина как раз в такую авантюру и пускается.
Особенных радостей и неизмеримой нежности она от этих отношений не получает. Он простой русский мужик, который всегда может ответить на ласку увесистым ударом. Так что же заставляет успешную женщину оставаться с ним? Вопрос философский, а душа русского человека, особенно если речь идет о женщине, вообще не терпит толкований и прогнозов.
Фильм далеко не эротичен и не особенно красив. Любителям странных поворотов сюжетов посмотреть его будет интересно. Заодно можно поразмыслить о том, что же все-таки двигает людьми, что такое одиночество и какова цена размеренной и устоявшейся жизни, о которой мечтают так многие.
Учитель показал ученикам колеблющийся на ветру флажок и спросил:
-Что это?
- Это ветер колеблет флаг, - сказал один.
- Нет это флаг колеблется на ветру, - сказал другой.
- Вы оба неправы, - сказал учитель, - это движется ваша мысль.
Портрет в сумерках, или Циклическая патология.
После таких зрелищ как «Портрет» возникает мысль, что ситуацию можно исправить только напалмом. Последний раз такое же чувство праведного гнева я пережил на фильме «Географ глобус пропил» Велединского (с которым я в детстве соперничал за место вратаря в команде по водному поло). Отсутствие малейшей тени намёка хоть на какое-то подобие положительного персонажа в этих кинокартинах отнимает даже иллюзию надежды на наше светлое будущее. Остается напалм, только напалм. Потому что потоп уже был. Не помогло. Вернее помогло, но не надолго, требуется нечто более радикальное.
Тотальный диагноз поголовная атрофия души. Последние времена это когда люди окончательно утратят способность любить. А других-то в фильме и нет.
Милосердия нет и, наверно, не будет,
Сожаление скрылось за лжи пеленой.
Стали клонами Зла безразличные люди
И, наверное, Время тому лишь виной.
Люди стали безмолвны, тверды и бездушны,
Атрофия души и душевная смерть.
Ничего в этом мире им больше не нужно.
Не дано человечеству больше прозреть.*
Некому сострадать или сочувствовать. Никто не вызывает обычной человеческой симпатии. Главная героиня настолько утратила ощущение жизни, что обычный адюльтер её не вдохновляет. Но ей повезло. Её серые будни и хроническую анемию несколько оживило групповое изнасилование, после которого она открыла для себя таинственный мiр сексуальных перверсий и вступила в ряды преданных адептов учения Леопольда фон Захер-Мазоха. А заодно приобрела некое подобие стокгольмского синдрома, ощутив глубокую и нежную привязанность к своему мужественному насильнику.
Всё, однако, сложилось удачно, совместимость у них оказалась стопроцентная у парня обнаружились изрядные садистские наклонности. А с милым, как говорится, и рай в шалаше. Поэтому Марина (так зовут героиню Дыховичной), не раздумывая, свалила из своего элитного жилища и от маргинально интеллигентного, желеобразного супруга к брутальному жлобу в его засранные трущобы с престарелым дедом-маразматиком и укуренным до вегетативного состояния братаном.
Финал этой идиллии вы можете узнать сами, если, конечно, вас заинтересовала коллизия сюжета. Меня, честно говоря, изрядно гнобит подобная чернуха. Но я досмотрел, в тщетной надежде на экстравагантную развязку.
Самый светлый момент фильма «чудо» на крыше, когда новообретённый хахаль, угощая Марину пивом, протягивает ей полбутылки, а она, отхлебнув, возвращает ему !!! целую. Такова творящая чудеса сила проснувшейся в ней страсти. Шутка. Это просто технический ляп создателей.
Фильм завершает символичный кадр: две тёмные одинокие фигуры, бредущие в сумерках по обочине дороги в никуда. В никуда потому что авторы и сами не видят никакой перспективы, и нам, соответственно, предложить ничего оптимистического не могут. Ergo, напалм, как и было сказано с самого начала.
P.S. Если кто не понял, какая связь у этой эротической драмы с «Географом», повторяю: чернуха.
А прилагательное «циклическая» в заголовке появилось из-за обратимости причинно-следственной связи социальных и личностных извращений.
*) Взял строки с форума OTTO DIX (так и не понял, кто Автор).
Фильм с глубоким смыслом, хорошей актерской игрой и неожиданной умопомрачительной развязкой.
Это вам не американский трешняк о мести, а кино, над которым стоит подумать.
Очень советую посмотреть.
всё было так , как ...в этом "кино" и ещё по - другому... гораздо хуже ....подписываюсь ....смотрите , заставляет задуматься ..а может кому и поможет ..
бы так..... Неоднозначное кино. Всё время крутилось в голове:
а зачем? а ради чего? А стоит ли? Хотя....