О.Генри, Мэрилин Монро, фараоны и цензура.
Этот фильм – один из первых удачных «совместных проектов» нескольких режиссеров, каждый из которых снимал свою часть – по выбранному ими рассказу О.Генри, писателя, которого во всех странах, входивших в СССР, знают и любят, наверное, не меньше, чем в Америке. А может и больше – если не считать недавнего, извинтите, бреда о «Вожде Разнокожих», в Советском Союзе было снято куда больше известных фильмов по мотивам его рассказов, от кинокартины Л. Кулешова 1933-го года, до «Треста, который...
Читать полностью
Этот фильм – один из первых удачных «совместных проектов» нескольких режиссеров, каждый из которых снимал свою часть – по выбранному ими рассказу О.Генри, писателя, которого во всех странах, входивших в СССР, знают и любят, наверное, не меньше, чем в Америке. А может и больше – если не считать недавнего, извинтите, бреда о «Вожде Разнокожих», в Советском Союзе было снято куда больше известных фильмов по мотивам его рассказов, от кинокартины Л. Кулешова 1933-го года, до «Треста, который лопнул» и латвийского телефильма «Две пары и одиночество», вышедших перед самой Перестройкой. Сама история «вождя краснокожих» была великолепно экранизирована Гайдаем в «Деловых людях». Да и в школах О.Генри проходили.
Тем же, кого миновало удовольствие знакомства с О.Генри в школе, самое время посмотреть этот фильм, снятый по пяти его рассказам. Имена актеров (Чарли Лоутон, Мэрилин Монро, Энн Бакстер) и режиссеров (Ж. Негулеско, Г. Хэтуэй, Г. Хоукс) говорят сами за себя, а все сценаристы бережно относились к присущему рассказам трагикомичному юмору.
Хотя О.Генри многие считают «юмористом», его полные едких шуток произведения часто печальны. Таков рассказ о бродяге, мечтающим на зиму укрыться в тёплой тюрьме так же, «как другие мечтают съездить на Ривьеру» (новелла Г.Костера «Фараон и хорал»), или пронзительно-грустная история о тяжело больной девушке и бездарном художнике, нарисовавшим для неё лист на стекле окна (прекрасная актерская работа Энн Бакстер в «Трубном Гласе»). После просмотра этих частей фильма кто-то будет смеяться сквозь слезы, а кому-то захочется и сжать кулаки и бороться с несправедливостями жизни. Ну а после «Вождя краснокожих» (истории о «самом выгодном», как решили жулики, преступлении) или рассказа о том, как все же прекрасна настоящая Любовь даже и для нищих (в киноновелле Кинга по «Дарам Волхвов»), - прекрасное настроение зрителям гарантировано! Не случайно, «Дары Волхвов» завершают фильм и являются одной из самых сильных его частей. Тем же, кого не порадует сюжет новеллы, наверняка понравится искренняя, сильная игра Фарли Грейнджера и Джин Крейн.
Фильм заслуживает высшей оценки, и смотреть его нужно всем. Даже тем, кто не очень любит кино (если такие есть), потому что кинолента «Вождь и другие…» - из тех, к сожалению, редких, картин, просмотр которых может заменить и чтение первоисточника. Предупрежу только о некоторых интересных особенностях фильма: если кто собирается смотреть его исключительно «ради Прекрасной Мэрилин» - посмотрите лучше «Ниагару» того же Хэтуэя. Потому что у Монро в «Фараоне» роль маленькая, почти эпизодическая. Гораздо больше времени на экране проводит… знаменитый американский писатель и нобелевский лауреат Д. Стейнбек, которого создатели фильма попросили выступить в коротких промежутках между киноновеллами. Это первое и последнее появление автора «Гроздьев гнева» в художественном фильме, так что посмотреть на «живого» классика стоит. Любопытно и то, что заглавную новеллу, «Вождь краснокожих». Американская цензура в свое время на экран не пропустила, фильм шел без неё. А включили сюжет в картину только после того, как этот же рассказ блестяще экранизировал в СССР молодой Гайдай, - не иначе, как от зависти. :)