Приговеренный из страха, проговорился от страха.
Очень интересно было бы подсчитать, сколько всего фильмов про мафию вышло практически одновременно с «Крестным отцом». Не в пример «Клану сицилийцев» с Габеном, фильму-предшественнику и даже, скорее всего – прародителю самого романа Пьюзо, фильм про первого предателя «Нашего Дела», наркоторговца Валаччи, вышел в 1972, как будто создатели картины хотели развеять флер «романтики мафии» в «Крестном». Фильм мало того, что основан на реальных событиях, он еще и создан практически по сценарию...
Читать полностью
Очень интересно было бы подсчитать, сколько всего фильмов про мафию вышло практически одновременно с «Крестным отцом». Не в пример «Клану сицилийцев» с Габеном, фильму-предшественнику и даже, скорее всего – прародителю самого романа Пьюзо, фильм про первого предателя «Нашего Дела», наркоторговца Валаччи, вышел в 1972, как будто создатели картины хотели развеять флер «романтики мафии» в «Крестном». Фильм мало того, что основан на реальных событиях, он еще и создан практически по сценарию собственного главного героя – персонажа Бронсона. Почти вся картина основана на его запротоколированных показаниях.
Приятно, что фильм не преподносит зрителю, как факт, что власти получили «самого ценного осведомителя о мафии за всю историю», исключительно благодаря блестящей работе ФБР. Агенты (тогда еще) Гувера, скончавшегося, как раз тогда, когда Валаччи начал давать показания, показаны людьми недалекими, но все же хитрыми. Они сумели воспользоваться ситуацией, когда Дженовезе, из страха, что Джо нарушит омерту, отдал приказ его устранить прямо в тюрьме, а сам Валаччи, до того об «измене» даже и не помышлявший, понял, что у него нет другого выхода. Как попросится под защиту «федералов» - в обмен на информацию. Знал этот наркоторговец немного (на основании «Записок Валаччи не было произведено ни одного ареста!), но агенты-то ФБР знали еще меньше. Так что, в итоге. Неизвестно, предал ли Валаччи хоть кого-то – он просто сообщал общие сведения о структуре мафии, её обычаях. Иногда рассказывал откровенные сказки – о своей дружбе с другими боссами. Кстати, в фильме показаны и Маранцано (Джо Уэйзман) и Лаки Лючиано и Массерия с Альбертом Анастазиа, - но показаны мало. Из чего можно сделать вывод, что, на самом-то деле, Валаччи ничего о них и не знал!
Что до актерской игры, то, хоть и сложно говорить о ней в сделанной под «документальный фильм» картине, несомненно, нужно отметить Лино Вентуру, создавшего непривычный для собственной карьеры образ «трясущегося от ужаса ужасного человека» - Вито Дженовезе, больного, старого, совершившего из-за своего страха предательства ошибку, показав Валаччи, что – приговор подписан. А Бронсон заслуживает похвал за то, что, при помощи гримеров и краски для волос, смог показать нам Валаччи и молодым, и старым. Впрочем, оба «главных героя» ленты показаны такими, что сочувствовать им совершенно не хочется. А, когда нет сочувствия – нет и особенного интереса к фильму. Уэйзман, Тоции, Инфанти и Сперли, мелькающие в ролях знаменитых боссов «Коза Ностры», держатся на экране так мало времени, что и говорить об их какой-то особенной актерской игре не приходится.
Если честно, даже не знаю, кому рекомендовать этот фильм. Возможно, любителям играть в «Мафию», или любителям «тюремного» кино. Потому что те. Кто интересуются историей мафии. Сегодня могут найти массу более интересных документов, чем показания Валаччи. А как художественный фильм – эта кинокартина не вызывает никаких чувств. Есть пальба (пара минут), есть какое-то сочувствие к Дженовезе – не к Валаччи, - «как же ты старик, так промахнулся, показав жертве свои намерения!». А в остальном это фильм про трясущегося от страха за жизнь немолодого человека, о тюрьме, в которой он проводит большую часть времени. И все.