Нетипичный русский фильм
Итак, на экраны вышел художественный фильм «За Маркса» за авторством скандально известного своим «Зеленым слоником» режиссера Светланы Басковой (кого из женщин у нас вообще знают, кроме Гай Германики и Басковой?). Фильм неоднозначный, и скорее артхаусный, чем обычный российский социальный мейнстрим. Да не «скорее», а точно – подчеркнуто негосударственный, несмотря на историко-политическую тематику, «За Маркса» - проект самобытный и независимый. И довольно интересный.
Сюжетно он представляет...
Читать полностью
Итак, на экраны вышел художественный фильм «За Маркса» за авторством скандально известного своим «Зеленым слоником» режиссера Светланы Басковой (кого из женщин у нас вообще знают, кроме Гай Германики и Басковой?). Фильм неоднозначный, и скорее артхаусный, чем обычный российский социальный мейнстрим. Да не «скорее», а точно – подчеркнуто негосударственный, несмотря на историко-политическую тематику, «За Маркса» - проект самобытный и независимый. И довольно интересный.
Сюжетно он представляет собой неспешно рассказанную историю о том, как рабочие металлургического комбината боролись с владельцами рекомого комбината, и что из этого вышла. Образы героев и с той, и с другой стороны, донельзя утрированны и гротескны – видимо, так и планировалось, «если звезды зажигают», как говорится. Как-то не веришь в них – но, может, верить в конкретных персонажей и не нужно, нужно воспринимать систему образов в целом? А не злобных олигархов или возвышенных пролетариев по отдельности. Баскова, правда, говорит, что у всех без исключения героев ее фильма, и у интеллигентных рабочих, и у быдловатых богатеев, есть реальные прототипы, но кто мешает гиперболизировать набор характеристик, присущих реальному человеку, и на экране довести их до абсурда? И пусть все выглядит чересчур уж театрально, все-таки это и будет настоящая жизнь.
Разрешение финального конфликта между Главным Буржуем и Главным Пролетарием тоже при всей своей театрализованности вышло таким искренним по накалу страстей, что ему-то уж веришь безоговорочно. Хотя все заканчивается так тяжело и мрачно, что верить не хотелось бы. И все же, и все же… Ну не получится закрыть на это глаза. Раз уже увидели – теперь не получится.
Что интересно, досмотрев «За Маркса», ты вовсе не чувствуешь себя опустошенным и раздавленным, как бывает после действительно тяжелого кино. Хотя не сказать чтобы картина была такой уж легкой. Просто насмотревшись на воплощенные в кинореальности реальные проблемы, главная из которых – социальная стратификация по признаку финансового достатка при официальном равенстве всех и вся, хочется не забиться в угол, а дать несправедливости бой. Хотя бы мысленно, хотя бы внутри себя попытаться искоренить эту заразу.
«За Маркса», к сожалению, вряд ли попадет к массовому зрителю – не показывают такое у нас по ТВ, как-то не принято, как-то некстати оно там будет. Это вам не одинаковые сериалы про ментов, бандитов или золотую молодежь. Такое предпочитают не афишировать, прятать, смотреть на закрытых показах и качать головой. А стоило бы крутить круглый год, особенно в дни государственных праздников – тогда аудитория побольше.
Проблемы, поднятые в фильме актуальны как в России, так и в любой стране с капиталистическим способом производства.
Показанное в этой производственной драме зарождение независимого профсоюза, выступившего с протестом против произвола новых хозяев-бандитов - это очень актуальная проблема.
Конфликт рабочей интеллигенции, обсуждающей классиков, философов и низменного, циничного, грязно ругающегося руководства отражён очень ярко, сильно. Производит огромное впечатление то, что народ показан здесь деятельной, живой силой.
Сильный и харизматичный Епифанцев сыграл отлично.
Этот очень тяжёлый с социальной направленностью фильм «За Маркса…» , иллюстрирующий не только нашу беспросветную жизнь, но и дающий явные ориентиры развития, конечно, стоит посмотреть всем.