«На счёт десять вы умрете». (с)
Эта драма у датского режиссёра Ларса фон Триера является завершающим фильмом в трилогии «Е», предыдущими были картины «Элемент преступления» и «Эпидемия».
В 1945 году Германия оккупирована американцами. Под тщательным наблюдением находится всё население страны. И в неспокойное это время, пропитанное насилием и страхом, разворачиваются драматические события.
Довольно эффектно начинается картина. Гипнотизёр, отсчитывая цифры, как бы зрителя в транс вводит, и этим приковывает его внимание...
Читать полностью
Эта драма у датского режиссёра Ларса фон Триера является завершающим фильмом в трилогии «Е», предыдущими были картины «Элемент преступления» и «Эпидемия».
В 1945 году Германия оккупирована американцами. Под тщательным наблюдением находится всё население страны. И в неспокойное это время, пропитанное насилием и страхом, разворачиваются драматические события.
Довольно эффектно начинается картина. Гипнотизёр, отсчитывая цифры, как бы зрителя в транс вводит, и этим приковывает его внимание и способствует ему проникнуть в атмосферу Германии, только что освободившуюся от фашистов. Страна предстаёт в руинах, в ней царит гнетущая обстановка.
Молодой американец Леопольд Кесслер (Жан-Марк Барр) с немецкими корнями после вынужденной иммиграции возвращается на родину, чтобы проявить к Германии каплю доброты. Его дядя (Эрнст-Хуго Ярегорд), работающий проводником купейного вагона в железнодорожном экспрессе, нехотя, но всё же готов помочь ему трудоустроиться в компании «Центропа» и собирается обучить племянника своему ремеслу. Дядя при встрече разрешает его обнять, но моментально и отталкивает, делает то, что скоро сделает с Лео разорённая Германия.
После медосмотра он начинает стажировку в вагоне первого класса, предназначенном для элиты. Правила требуют зашториться, чтобы не видеть людей, которых повесели представители «Вервольфа» за то, что они сотрудничают с американцами. Хотя и окончена война, и капитулировала нацистская Германия, но побеждённые нацисты, терроризируя мирных немцев, пытаются мстить, война для них ещё продолжается. Надо зашторить окна, чтобы не видеть пугающий внешний мир, в котором находятся безработные, нищие, голодные люди, мчащиеся по перрону в грязной, оборванной одежде; чтобы не видеть маленьких нищих сирот, просящих милостыню. Но так плохо живётся не всем. В вагоне первого класса пьют шампанское и проводника вычитывают за то, что плохо почистил их обувь, и на ней нет метки, нанесённой мелом, а если нет метки, значит, ты не чистил.
В первой же поездке Лео знакомится с Катариной Хартманн (Барбара Зукова), с дочерью начальника железнодорожной компании, которая является сотрудницей нацистской группировки «Вервольф». И он, естественно, в неё влюбляется, а она использует наивного идеалиста Лео для осуществления террористических актов.
Несомненным плюсом ленты является цветовая игра, когда чёрно-белое изображение переходит в цветное, что подчёркивает важность показываемых ситуационных моментов, на что сразу же обращаешь внимание, да и смотрится это красиво.
Но плохо то, что здесь теряется логический смысл и целостность фильма. Начиная с того времени, когда Лео начинают шантажировать, картина превращается в драматический боевик, и зритель о самой Германии забывает, а всё внимание переходит на то, что будет делать главный герой. Много времени уходит на плохо выстроенный сюжет с эпизодом, связанным с бомбой, он то её устанавливает, то обезвредить пытается. И финал просто поражает, создаётся такое впечатление, что Ларс Триер не знал, как фильм закончить.
Картина содержит большое количество разных мыслей. Это и высмеивание бюрократии, что особенно видно во время сдачи в поезде экзамена, когда не обращают экзаменаторы внимания, что Лео теряет сознание. Это и к Америке ненависть, почему-то датский режиссёр показывает это почти во всех своих фильмах. Это и влияние войны на общество, ведь для убийства людей неугодных используют даже детей. Но все эти темы-мысли как бы друг от друга отдельно существуют, нет цельности и единства, сплошной сюрреализм.
И отдельного внимания заслуживает концовка, потому что Триер на завершение фильма припасает самое динамичное и насыщенное. В последние двадцать минут вокруг главного героя всё сжимается, все соблазны, откровения, увещевания, просьбы сливаются в единственное требование определиться с выбором. Выбрать долг гражданский перед Америкой, верность жене или поступить по совести? В картине показывается наглядно реакция человека, которого довели до нервного срыва, когда он перестаёт за поступки свои отвечать.
Смотреть фильм было, конечно, сложновато, потому что в нём нужно понимать и многочисленные метафоры, и психологию побеждённых нацистов и победителей. Но в этом фильме Триер уже для себя выясняет, что не стоит в жертву приносить фабулу ради эксперимента, она уже становится его подспорьем, и ему, оказывается, есть, что сказать и что спросить. И он задаёт в этом фильме очень важные вопросы. Имеют ли право немцы продолжать по-прежнему жить, прикрываясь лицемерной фразой, что мы, мол, выполняли только лишь приказы? А здесь демонстрируются факты, что нацисты и не собираются каяться, старые нацисты за деньги подкупают евреев, чтобы те сказали, как это сделал персонаж Ларса фон Триера, что он его прятал и тем спас ему жизнь. Фильм спрашивает: бывают ли в войне победители или, может, все являются проигравшими? И где находится во время войны Бог? Действительно ли Бог не находится на стороне добра, а находится на стороне сражающихся?
Актёры играли великолепно. Особенно феноменальна была игра Барбары Зуковой, ведь в тот момент ей было уже почти сорок лет, а она так убедительно сыграла молоденькую девушку. И Эрнст-Хуго Ярегорд в роли дяди Леопольда очень был естественным. И, конечно, игра Жан-Марк Барра была превосходной. Он показал своего Лео и наивным, неуверенным, и непоколебимым, самоотверженным. И очень интересной была игра двух артистов, игравших экзаменаторов. Во всех фильмах трилогии и сам режиссёр Триер играет, в «Элементе преступления» и в этом фильме он играет небольшие, эпизодические роли, а вот во втором фильме «Эпидемия» он играет даже две главных роли, и играет он очень даже прилично.
Идея пагубного влияния на человека общества пронизывает весь фильм. И это особенно прослеживается в изменении главного героя. Ведь сначала Леопольд, приехав в Германию, себя ведёт скованно и молчаливо, с чудаковатым лицом и с любопытством всё вокруг разглядывает, а в конце превращается он в зверя запуганного и агрессивного. Молодой идеалист, желавший подарить немного тепла жителям Германии, доведённый этими жителями до срыва, хватает автомат.
Фильм, насыщенный идеологией и символикой, всё же стоит посмотреть, он не вызывает негативной реакции, не шокирует особо, и к тому же над многим заставляет задуматься.