Сталин и битвы на Пулковском меридиане.
Был очень доволен, найдя на сайте это старое уже кино. Классика. Хоть и особого жанра. Фильм был снят Михаилом Чиаурели по великолепной, извините за дурной каламбур, «культовой» книге эпохи культа – «Пулковский меридиан» Льва Успенского и Георгия Караева. Правда, сценаристы целиком почти выбросили из фильма «детскую» составляющую – а, по книге, «английских шпионов и вредителей» в Петрограде выслеживали дети, сын «матроса Шибаева» (самого матроса в фильме играет знаменитый артист тех лет Борис...
Читать полностью
Был очень доволен, найдя на сайте это старое уже кино. Классика. Хоть и особого жанра. Фильм был снят Михаилом Чиаурели по великолепной, извините за дурной каламбур, «культовой» книге эпохи культа – «Пулковский меридиан» Льва Успенского и Георгия Караева. Правда, сценаристы целиком почти выбросили из фильма «детскую» составляющую – а, по книге, «английских шпионов и вредителей» в Петрограде выслеживали дети, сын «матроса Шибаева» (самого матроса в фильме играет знаменитый артист тех лет Борис Андреев), в частности. Этой сюжетной линии очень жаль, но, видимо, Чиаурели стоял перед выбором – или дети-сыщики или… меньше кадров отдать Сталину. На последнее он пойти не мог.
И вот, под звучащую с экрана музыку Шостаковича – героическую и немного пафосную, - я просмотрел этот, один из самых известных в «сталиниане», фильмов. И, надо сказать, был приятно поражен. Особенно по контрасту с современным российскими или американскими «историческими» фильмами, в которых больше мелодрамы, чем фактических материалов. Не ожидал от фильма «эпохи культа личности», который сам Хрущев разругал на 20-ом съезде КПСС, такой высокой степени достоверности историческим реалиям. Родзянко, Черчилль, Юденич показаны вовсе не карикатурно, а уж история коменданта форта «Красная горка» Неклюдова (между прочим, расстрелявшего около 200 чекистов и коммунистов во время своего мятежа) подана как драма русского человека и дворянина, а вовсе не как «черная-черная история черного-черного предателя». Ну а Михаил Геловани играет Сталина так, что актеру веришь больше чем истории. Чем способствую и натурные съемки – на той же «красной Горке» и в Кронштадте.
Зато Хрущева можно поздравить с «совравши» - Сталина «с саблей в руках крошащего беляков», о чем Никита Сергеевич вещал с трибуны съезда (!), в фильме не наблюдается. Правда, фильм небезупречен в другом смысле: в кадрах победной для Красной Армии концовки, мы можем наблюдать технику времен Великой Отечественной: броневики и бронепоезд с танковой башней ( от "тридцатьчетверки"!).
Показан в фильме и в меру гнусный (как и следует из политической обстановки 51-ого года) Г. Зиновьев. Впрочем, в реальной, не «культовой» истории, с тем действительно произошла таинственная история. Дело в том, что «красный градоначальник» Петрограда на самом деле крепко (куда крепче, чем показали в фильме) дружил с… Неклюдовым. Именно постоянная защита Зиновьева и берегла долгое время командира «Красной горки» от разоблачения ЧК и до последнего, до самого дня мятежа защищал того от партийных проверок. Документы опубликованы уже после перестройки, причин им не верить – нет. Так что с этим моментом (как и вообще с ролью Сталина в спасении Петрограда в 1919-ом году) еще разбираться беспристрастным историкам. Хотя поневоле задумаешься – а были ли они и будут ли когда-нибудь – «беспристрастными»?
Постскриптум для библиофилов: если вам вдруг захочется прочитать саму книгу «Пулковский меридиан», будьте бдительны. Мне в свое время «Гугл» выдал аж 2 страницы книги с таким названием, но авторства некоего Юровицкого. Это – совсем не то, что шедевр Успенского-Караева, от этого может стать дурно :)