Инсценировка «предательства».
Андрей Богатырёв снимал фильм «Иуда», когда ему было только двадцать шесть лет. Ещё учась во ВГИКе, он задумал снять этот фильм после того, как прочитал небольшую повесть Леонида Андреева «Иуда Искариот», написанную Андреевым в 1907 году.
Иуда Искариот (Алексей Шевченков) очень странным способом появляется среди апостолов Иисуса Христа. Апостолы хватают его, несчастного бродягу и вора, с поличным, когда он крадёт у них деньги, которые они собирали подаянием на базаре, и приводят к Учителю. Но...
Читать полностью
Андрей Богатырёв снимал фильм «Иуда», когда ему было только двадцать шесть лет. Ещё учась во ВГИКе, он задумал снять этот фильм после того, как прочитал небольшую повесть Леонида Андреева «Иуда Искариот», написанную Андреевым в 1907 году.
Иуда Искариот (Алексей Шевченков) очень странным способом появляется среди апостолов Иисуса Христа. Апостолы хватают его, несчастного бродягу и вора, с поличным, когда он крадёт у них деньги, которые они собирали подаянием на базаре, и приводят к Учителю. Но Иисус не только не наказывает его, а отпускает, да ещё и заставляет отдать этому вору все их деньги, объясняя это своим ученикам тем, что если он так сильно нуждается в деньгах, то пусть забирает их. Поражённый таким великодушием, Иуда, собравшийся было уходить, возвращается, Иисус разрешает ему остаться и даже доверяет ему заведовать общей их кассой. И далее идёт повествование о том, как вслушиваясь в притчи, что рассказывает Сын Человеческий, он начинает понимать, для чего Иисус оставил его среди своих учеников. Именно он должен принести себя в жертву, получить вечное проклятие, но помочь Иисусу выполнить Его святую миссию.
И даже в Евангелие от Иоанна написано: «…истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня» (Ион.13;21) - говорит Иисус и на вопрос апостолов, кто же это может сделать, отвечает: «…тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам». И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту. (Ион. 13; 26) И добавил, обращаясь к Иуде: «…что делаешь, делай скорее». (Ион. 13; 27).
В этих последних словах слышится даже намёк на то, что они уже договорились, что Иуда сделает это. Так что этот разговор на Тайной вечере о якобы предательстве Иуды, можно рассматривать как спектакль, разыгранный ими перед апостолами, потому что без этого «предательства» не было бы и воскресения Христа. И Иуда единственный из апостолов понял цель Учителя. А Иисус с самой первой встречи знал, что именно Иуде он может доверить ( как доверил ему деньги) выполнение этой тяжкого дела – сдать Его, стать вечно проклинаемым человечеством, то есть принести себя в жертву, чтобы Иисус осуществил свою цель: быть распятым и воскреснуть на третий день. Сам Иисус сдаться не мог, так как Его в этом случае помиловали бы. А для Иисуса нужна была только казнь и именно в эти дни, вот почему Он и заставил Иуду идти и сдать Его. А поцелуй Иуды – это не коварный поцелуй, а это был прощальный поцелуй, ведь Иуда любил Иисуса и не смел прекословить Ему, и обязан был стать вечно презираемым людьми. Иуда должен был выполнить то задание, которое было ему ниспослано свыше, как и Иисусу, который молился в Гефсиманском саду до кровавого пота, чтобы «миновала его чаша сия», но при этом добавлял: «…впрочем, не как Я хочу, но как Ты» (Мт. 27; 39). Поэтому свободы выбора, по сути, у Иуды и не было.
И именно это пытается донести фильм «Иуда», поэтому Иуда предстаёт перед зрителем мудрым, рассказывающим подобно самому Иисусу притчи, раскрывающим даже многие истины во время разговора с Фомой. А сам Иисус здесь почти и неприметен, он чаще молчит.
Работа актёра А. Шевченкова просто изумительна, он смог естественно отразить все переживания, все эмоции, что пережил его герой. Он создал образ Иуды, как человека беспокойного, ищущего истины, пытающегося всё понять, а не просто идти за учителем. Он спорит с учениками, с Иисусом ведёт почти философские беседы. В фильме Иуда показан человеком, который во многом сомневается, но он показан и самым верным Иисусу, и самым верящим в Него. Создавая образ Иуды, Шевченков и не возвеличивает его, но и не опускает, показывая, что люди, ничего не поняв, сделали его козлом отпущения.
Фильм, заставляющий думать, анализировать, прочесть повесть Леонида Андреева, чтобы почувствовать и понять поступок Иуды, стоит смотреть, хотя многим он покажется нудным, особенно привыкшим к экшенам. А этот фильм является фильмом разговорного жанра, и к монологам, и к диалогам надо чётко прислушиваться, не отвлекаясь на посторонние вещи.