Первый религиозный лидер против последнего Кондотьера.
Наконец-то мой любимый фильм на сайте! Спасибо!
Безумно красивые съемки на натуре, отличная постановка батальных сцен, великолепные костюмы, впечатляющая работа по подбору «примет времени» - нильского парохода, лондонских кэбов, кабинета премьер-министра и газет тех времен. Советую фильм всем любителям красивого исторического кино.
Один из лучших фильмов о войне и политике середины XIX, не считая разве «Укротителя Моранта» об англо-бурской войне. Любопытно, что фельдмаршал Китченер...
Читать полностью
Наконец-то мой любимый фильм на сайте! Спасибо!
Безумно красивые съемки на натуре, отличная постановка батальных сцен, великолепные костюмы, впечатляющая работа по подбору «примет времени» - нильского парохода, лондонских кэбов, кабинета премьер-министра и газет тех времен. Советую фильм всем любителям красивого исторического кино.
Один из лучших фильмов о войне и политике середины XIX, не считая разве «Укротителя Моранта» об англо-бурской войне. Любопытно, что фельдмаршал Китченер из «Укротителя», дающий добро на расстрел солдат, выполнявших его собственные приказы, в фильме режиссеров Дирдена и Элисофона нам тоже будет показан! Причем в образе молодого относительно еще майора (артист – Питер Арне), не посмевшего нарушить приказ лондонских политиков, и не пришедшего на помощь Гордону, хотя спасти Хартум было его соединению по силам. Но был и риск. На риск Китченер был готов пойти, но противостоять Влиятельному Мнению самого премьер-министра Гладстона (Ричард Ричардсон, чудесная эпизодическая роль), он не решился. Еще бы, этот офицер чуял великолепную карьеру – кстати, именно Китченер, правда, уже после смерти харизматичного и сильного лидера повстанцев, пулеметным огнем рассеет разрозненные толпы суданских мусульман.
Как вы поняли из вступления – фильм не только о войне (никак не пойму, почему на русскоязычных ресурсах картину об осаде Хартума все время переименовывают в «Джихад»), едва ли не в бОльшей степени эта лента – широкое полотно политики Британской империи в те годы. Когда она приближалась к пику своему могущества. Поэтому, считаю, центральные герои картины – не только герой Лоуренса Оливье, Махди, - а, главным образом, «политический офицер» полковник Стюарт (Ричард Джонсон) и сам Гордон (Черльз Хестон), последний генерал-кондотьер.
Почему я его так назвал? Дело в том, что шотландец Гордон, служивший в британской армии, на момент начала "хартумской эпопеи" уже несколько лет подрабатывает «военным советником» в Османской Империи. И Хестону прекрасно удалось исполнить роль этакого «последнего рыцаря уходящей эпохи». Его герой с фатализмом в душе подписывается на безнадежное дело: спасти репутацию Британии в Хартуме, упавшую ниже плинтуса, когда восставшие разгромили объединённый турецко-английский отряд под руководством британских офицеров и сержантов, а. главное – спасти проживающих в районе мятежа «подданных Короны».
И вот – сначала встречные бои, потом отступление к Хартуму, эвакуация из него англичан, а затем и первая личная встреча героев: преемником самого Мухаммеда, пророка Махди и «последнего рыцаря», генерала Гордона. Очень сильная сцена, несмотря на то. что такой встречи в реальности не было, несмотря на то, что, конечно же лидер Джихада отнюдь не был так благороден, как изобразил нам его вымазанный коричневой ваксой Лоуренс Оливье. Но именно такое, предъявленное фильмом благородство открытых врагов (Гордон тоже, хоть и романтик, вряд ли страдал этим душевным качеством), да еще в исполнении столь талантливых актеров и нужно, чтоб подчеркнуть подлость интриг Лондонского кабинета, никчемность систем, за которые сражаются и умирают солдаты.