Между 1984 и 2001, между любовью и смертью
К 2293 году все человечество разделилось на две обособленные группы. Элита живет в роскоши, комфорте и спокойствии под охраной высокотехнологичных средств подавления агрессии, которая может поступать извне.
У бедных есть свои лидеры, которые обладают практически совершенным оружием, с помощью которого они осуществляют контроль над основной частью масс. Один из таких лидеров решает раз и навсегда покончить с несправедливостью, уничтожив оборонительные укрепления элиты и захватив ее территорию....
Читать полностью
К 2293 году все человечество разделилось на две обособленные группы. Элита живет в роскоши, комфорте и спокойствии под охраной высокотехнологичных средств подавления агрессии, которая может поступать извне.
У бедных есть свои лидеры, которые обладают практически совершенным оружием, с помощью которого они осуществляют контроль над основной частью масс. Один из таких лидеров решает раз и навсегда покончить с несправедливостью, уничтожив оборонительные укрепления элиты и захватив ее территорию.
В самую первую очередь фильм заинтересовал благодаря яркому синопсису, так же из-за участия Шона Коннери, который после окончания съемок в фильме «Бриллианты Навсегда» отказался играть Джеймса Бонда. В тот период актеру было трудно найти работу в кино, поэтому режиссер смог нанять актера довольно дешево для этого проекта. Денежных средств на создание было выделено мало и для того, чтобы сократить траты Шон Коннери отказался от услуг водителя и самостоятельно приезжал на съемки на своей собственной машине.
Очень странно, что «Зардоз» очень часто считают представителем трэша. Большая часть критиков утверждает, что так сложилось якобы из-за нелепого костюма главного героя, запутанности и мутности сценария. Но разве это главное? Самое главное заключается в том, что у фильма есть потрясающая концепция и вполне достойная реализация, учитывая год создания, бюджет и страну, ответственную за производство. Да и фильм по своему посылу оказался очень мощным. Авторы заложили в проект сразу же несколько смысловых измерений, среди которых присутствует тема экологии, межклассового разделения.
Джон Бурмен провел потрясающую работу. Вообще, «Зардоз» можно считать его детищем, ведь он выступил и режиссером, и сценаристом, и продюсером.
Положительно так же можно оценить работу оператора Джефри Ансуорта и композитора Дэвида Манроу.
Не лишним будет упомянуть и об актерах. Я уже писал о Шоне Коннери, но стоит отметить участие Шарлотты Рэмплинг, Сары Кестелмен и Джона Элдертона. Каждый из актеров отлично справляется со своей ролью и не вызывает никаких вопросов.
Интересно так же и то, что имя «Зардоз» образовано из двух слов, которые были взяты из заглавия известной сказки Лаймона Фрэнка Баума «Удивительный волшебник из страны Оз».
Во время съемок создателей постоянно беспокоили неприятности. К примеру, в самом начале правительство Ирландии отказывали режиссеру и продюсерам завезти в страну оружие, которое было необходимо для съемок картины. Финальные кадры картины, где можно увидеть постаревших Зеда и Консуэллу, которые умирают и превращаются в скелеты, переснимали три раза. В самый первый раз повредилась пленка, а во второй раз помощник режиссера случайно засветил негативы. Эти задержки раздражали актеров, которые должны были оставаться в гриме на протяжении довольно длительного периода времени.
«Зардоз» - это фильм, который настоятельно рекомендуется всем поклонникам классический фантастики, а также тем, кому близко творчество Джона Бурмена и Шона Коннери.
Кроме всего прочего, хотя многих может оттолкнуть визуальный стиль, который меня зацепил с первых минут, тут хорошо представлены концепции общества будущего, классовые расслоения дошедшие до управления с помощью генетики и насаждаемые искусственные культы, проблемы морали, вопросы идентичности и выбора, сохранение статуса кво или изменения, доверие искуственному интеллекту, проблемы мотивации и жизни в отсутствии смерти, сама проблематика секса, страсти, смерти, размножения, как будто сюжет, имея прямые аллюзии к другим произведениям, был сделан на основе чёткого, разве что не популистского, философского послания. Конечно оно может показаться тривиальным, примерно как монтаж в конце, но всё равно заставляет задуматься. Сам стиль - сочетание некоторого сельского лоутека и практически неосязаемого хайтека крайне интересен, и в общем-то является отсылкой к последнему полувековому течению back to nature, доведенного до логического конца - органическая еда, давайте печь хлеб сами, а также медитация, и все эти ценности хиппи-культуры, так никуда и не девшиеся и продолжающие перерождаться в современных течениях, в том числе и в гламуризированной ИТ-культуре (утром я делаю старт-ап, а вечером пью смузи и медитирую), при этом неся с собой имплицитные проблемы, в том числе классовую ментальность.
Иными словами, несмотря на полувековую давность, а в 2024 году фильму ровно 50 лет, эта научная фантастика сохраняет свою актуальность, что уже говорит о необычности этого произведения, или по крайней мере об удачной экспозиции проблем классового расслоения. Темы также пересекаются с Побегом Логана, с тем посланием, грубо говоря, что молодость не вечна, смерть и старение неизбежны, и в этом нет ничего плохого, а после 30 лет жизнь есть, и хватит обманывать себя, спешите жить, и желательно найдите себе кого-нибудь. Что забавно, в Магической Горе Ходоровского, несмотря на кажущуюся сложность, примерно такое же по смыслу послание, или даже набор тем, и кстати, стилистическая необузданность Горы и Зардоза в чём-то перекликаются друг с другом, и по моим ощущениям эти фильмы комплиментарны. В сравнении с Побегом Логана, Зардоз несравненно более стильный и философски заряженный фильм, да и вообще на фоне фантастики 70-х, довольно минималистской, без ярких цветов, зачастую в индустриально-технологических декорациях, за исключением некоторых известных примеров, Зардоз удивительно пышный, насыщенный и я бы даже сказал барочный, при этом обладая крайне целостным и привлекательным стилем. Такое ощущение, что немного улучшив картинку, его могли бы снять и в 80-х, и в 90-х, при этом Зардоз продолжал бы сохранять свою аутентичность и даже некоторую авангардность. С другой стороны, образы летающей головы, и Шона Коннери в наряде убийцы-брутала из фильма, достаточно часто цитируются в популярной культуре, что в общем уже говорит о заслуженном иконическом статусе этого фильма. В фильмографии Джона Бурмена Зардоз также выглядит некоторым артефактом, так как, по-моему, больше режиссёр к жанру фантастики не возвращался.
Из аттракционов - Вас ожидают генно-модифицированые люди, силовые поля, выдуманная религия, проблемы бессмертных людей, искусственный интеллект и виртуальная реальность, пересечение вымысла и правды, поэтические аллюзии, а также всё лучшее, что могло предложить пересечение научной фантастики с хиппи-эстетикой. Добавьте к этому потрясающих и юных Шарлотту Рэмплинг и Сару Кестлмен в окружении флюидов Шона Коннери в расцвете сил, а также замечательную игру практически всех вторых ролей, и вы получите незабываемые впечатления, а также жизнеутверждающую философскую установку.