В ожидании обеда
Рафаэль, пожилой респектабельный мужчина, работающий послом в одной из южно-американских стран, вместе со своей родственницей, коллегами и их женами решает провести приятный совместный обед. Но сделать это оказалось весьма непросто, потому что изысканной трапезе аристократов то и дело препятствуют различные непредвиденные обстоятельства. Причем, как реальные, так и иллюзорные – в виде снов.
Знаменитый французский режиссер Луиз Бунюэль в картине «Скромное обаяние буржуазии» вновь дает нам...
Читать полностью
Рафаэль, пожилой респектабельный мужчина, работающий послом в одной из южно-американских стран, вместе со своей родственницей, коллегами и их женами решает провести приятный совместный обед. Но сделать это оказалось весьма непросто, потому что изысканной трапезе аристократов то и дело препятствуют различные непредвиденные обстоятельства. Причем, как реальные, так и иллюзорные – в виде снов.
Знаменитый французский режиссер Луиз Бунюэль в картине «Скромное обаяние буржуазии» вновь дает нам зарисовку из жизни буржуазного общества. На сей раз – проникнутую откровенными насмешками и сюрреализмом. Режиссер беспощадно высмеивает образ жизни и привычки ненавистных ему буржуа.
Однако здесь Бунюэль решил не ограничиться одной лишь буржуазией. Досталось армии, полиции, церкви и даже такому традиционному и, казалось бы, невинному общественному институту, как семья. Разоблачению также подверглись чиновники и дипломаты. В целом, можно сказать, что режиссер осуждает все общество потребления со всеми присущими ему атрибутами.
В фильме присутствуют сцены, связанные с сексом и наркотиками. Причем, снято все это в свойственной Бунюэлю реалистичной манере, без лишних изысков и прикрас. Не удивительно, что в Советском Союзе «Скромное обаяние буржуазии» показали только спустя 15 лет его выхода на экраны. Но даже тогда, в конце 80-х, нашему неискушенному зрителю он показался пропагандирующим разврат и насилие.
Все полотно картины перекраивается сценами сновидений. Часто зрителю даже невозможно определить, когда заканчивается явь и начинается сон. Режиссер показывает только выход из сна, а погружение в него совершается плавно и незаметно. Все эти многочисленные иллюзии могут сбить с толку, но не стоит думать, что это психологическая картина. Ее герои лишены какой-либо рефлексии. В них нет ни идеалов, ни принципов, ни духовности. Нет даже намека на все это. Они ведут никчемное существование, весь смысл которого сводится к обогащению материальными благами мира сего. И именно сны позволяют лучше узнать, чем на самом деле наполнены души этих людей – грехи чревоугодия и разврата, стремление ко всяческому пресыщению и обладанию всем и вся. Их сны раскрывают потаенные желания и досаду от невозможности удовлетворить не только свое чрево, но и половые, и прочие физические потребности. Надо сказать, что тема снов для Бунюля вообще была довольно близкой. Он считал, что такое искусство как кино по своей природе является весьма сюрреалистичным.
Картина Бунюэля больше напоминает циничный, хотя и мудрый анекдот. А, точнее, целую серию анекдотов. Но жанр здесь определить трудно. Она вся пронизана черным юмором, но это не только комедия, но и драма, и даже некое фэнтэзи. Нечто подобное в то время мог снять только Луис Бунюэль. В 1973 году «Скромное обаяние буржуазии» заслуженно получил премию Оскар как лучший фильм на иностранном языке.