Как Джон Кэнди пошел на войну с Канадой или «хвост довертелся…»
Один из редких художественных фильмов жесткого и, каким-то чудом,
реально независимого американского режиссера-документалиста Майкла Мура (автора «Боулинга для Колумбианы» и многих других разоблачительных лент). Уже поэтому эту комедию стоит смотреть. Плюс великолепный Джон Кэнди (которого, на мой вкус, в картине маловато), плюс полутораметрового роста героиня Ри Перлман (рост 152 см., больше известна нашим зрителям по фильму «10 шагов к успеху») в роли беспощадной снайперши, да еще...
Читать полностью
Один из редких художественных фильмов жесткого и, каким-то чудом, реально независимого американского режиссера-документалиста Майкла Мура (автора «Боулинга для Колумбианы» и многих других разоблачительных лент). Уже поэтому эту комедию стоит смотреть. Плюс великолепный Джон Кэнди (которого, на мой вкус, в картине маловато), плюс полутораметрового роста героиня Ри Перлман (рост 152 см., больше известна нашим зрителям по фильму «10 шагов к успеху») в роли беспощадной снайперши, да еще молодой Джеймс Булуши в небольшой роли.
Только один совет: если вы каким-то чудом не смотрели картину «Хвост вертит собакой» с де Ниро и Хоффманом (но российских сайтах более известную под глуповатым и не слишком конкретным названием «Плутовство») – сперва посмотрите «Плутовство»! Потому что, хотя основная идея, – влияние прессы на создание образа врага, – взята знаменитым «голливудцем», режиссером Барри Левинсоном и его сценаристом Дэвидом Мэметом именно из этой комедии Майкла Мура, (вообще много моментов, вплоть до роли советника президента «сплагиачено») Левинсон и Мэмет, взяв в свой фильм суперзвезд, более озабочены показом того, как именно создает Голливуд образ врага. А вот реакция простых обывателей на «новую угрозу национальной безопасности США» их абсолютно не волновала. В их знаменитом фильме нет ни слова о реакции народа США, за исключением пары реплик о «падении-повышении рейтинга Президента».
В картине Мура тоже всё начинается с президентского рейтинга: «ваш рейтинг чрезвычайно вырос, когда народ узнал о покушении на Вас… а потом еще более резко понизился, когда люди узнали, что вы живы». Но Мур – гораздо более многосторонний человек, чем голливудские мастера штамповки блокбастеров. Поэтому, наряду со сфабрикованными прессой новостями об угрозе безопасности США со стороны Канады (из уважения к англосаксонскому братству в «Плутовстве» Канаду заменили Черногорией или Албанией, уж не помню) показаны и тайные властные силы, толкающие американского президента к новому витку эскалации в мире (оружейный магнат и миллиардер Харпер), а главное, (почему я вопреки хронологии, советую смотреть «Бекон» после «Плутовства»), главное у Мура показана реакция простых обывателей на эти сообщения. «Бекон» получается чем-то вроде «продолжения» «Плутовства» - как реагировали рядовые американцы на созданные в обеих кинолентах призраки «угрозы национальным интересам».
И вот тут – при всем уважении к Кевину Поллаку и Алану Алда, сыгравшим советника президента и самого президента соответственно, – наступает время Джона Кэнди и Рут Перлман, которым неплохо подыгрывают Билл Нанн (рассуждающий о гибели черной расы негр) и Кевин О’Коннор (отчаявшийся псих-безработный). Если сперва они просто дерутся с канадцами на хоккейном матче, то затем создают «силы самообороны Ниагары» (при этом герой Кэнди, шериф, умудряется поймать американский спецназ, который, под видом канадских диверсантов, должен был взорвать ГЭС в его городке). Ну а дальше героиня Перлман оказывается в «ужасном плену жестоких канадцев» и шериф Джона Кэнди с друзьями приступает к глобальной операции по освобождению героини – причем начинает он свою диверсионную деятельность на территории Канады с полного обесточивания части страны и надписей на кузове грузовика типа «канадцы – свиньи!».
Но Майкл Мур не был бы самим собой, если бы сосредоточился исключительно на комедийном элементе (хотя преследующая Кэнди секретная американская группа «Дельта» доставит удовольствие многим). Довольно навязчиво, с «грациозностью» документалиста, то есть – беспощадно – он сравнивает, к какой жизни пришли на данный момент свободные США и Канада. (Могу подтвердить многие его аналогии: почти все друзья, удравшие из России в Америку в 90-ых, сейчас живут кто в Канаде, кто в Австралии, причем большинство объясняют это тем, что «здесь нет постоянной вони и смога, как в США, здесь говорят не только о деньгах!»).
Одним словом – очень рекомендую фильм, он не только потешный (чего стоят только приключения Кэнди и Перлман или попытки американского президента склонить президента России возобновить холодную войну!), но и реально познавательный.