Театр одного актера
Эцио Греджо является довольно заметной личностью в кинематографе. Но, к сожалению, не очень удачной. Итальянский режиссер, актер, продюсер и сценарист, он, как я думаю, всю жизнь страдал от славы своих заокеанских коллег, которым удавалось и удается успешно совмещать в себе все перечисленные ипостаси. С самого начала своей карьеры Греджо усердно копировал американских комиков, старался пробиться в Голливуд, но самой удачной его голливудской работой была и остается пародия под названием...
Читать полностью
Эцио Греджо является довольно заметной личностью в кинематографе. Но, к сожалению, не очень удачной. Итальянский режиссер, актер, продюсер и сценарист, он, как я думаю, всю жизнь страдал от славы своих заокеанских коллег, которым удавалось и удается успешно совмещать в себе все перечисленные ипостаси. С самого начала своей карьеры Греджо усердно копировал американских комиков, старался пробиться в Голливуд, но самой удачной его голливудской работой была и остается пародия под названием «Молчание ветчины», которая старательно копирует лучшие находки Мела Брукса, а самой яркой ролью - лейтенант Де Паскуали из не очень удачного «Шестого элемента». В своей родной стране Греджо намного известнее, в основном за счет комедии «С пистолетом наголо» и двум сериям «Рождественских каникул». Но ему не тягаться с Челентано, Вилладжо, Бениньи или Гассманом. Он так и не выработал толком собственного стиля. Его игра – это смесь фишек многих комиков, а также отчаянная клоунада.
Но он не оставлял попыток вывести свое творчество на международный уровень. Он не только старательно копировал стилистику комедий Голливуда, но и привлекал американских звезд, которых, кстати, в Италии знают даже больше, чем его самого. Одним из таких уважаемых людей является Мел Брукс, который к 1999 году стал живой легендой Голливуда, величайшим американским комедиографом, королем комедии, который красиво завершил свою карьеру фильмом «Дракула: мертв и очень этим доволен».
«Без царя в голове» - это первая работа Брукса как актера после роли в «Дракуле». Греджо не раз признавался в своем уважении к этому мэтру, у которого он когда-то и учился основам жанра, хотя и не был лучшим учеником. И вот, когда напряженный график великого актера освободился, Греджо решился позвать легенду на главную роль в своей новой комедии. В общем, за то что он старика вытащил в большое кино, ему можно сказать спасибо. И Брукс там отрывается на славу, но к самой ленте есть некоторые претензии. Сюжет весьма голливудский, и достаточно удачный для комедии положений. Но при этом на экране происходит жуткая неразбериха, то ли американский капустник, то ли итальянская клоунада. Если бы режиссером выступил сам Брукс, то явно получился бы шедевр. А если бы Греджо сосредоточился на задачах режиссера, то тоже получилось бы куда лучше. Наверное, Греджо слишком сильно боится Брукса. Или уважает. Или и то и то. Уж слишком бережно он обходится с лавиной хорошего сумасшествия, остроумия и отличных актерских находок. Бруксом он управлять просто не в силах. Наверное, он даже пожалел, что позвал его. У них не получился нормальный дуэт, потому что могучий Брукс забирает на себя все внимание, а Греджо кажется ненужным на экране, кривляясь и переигрывая.
Далеко не каждый может режиссировать себя. Нужно решить, что важнее, блистать на экране или же за его пределами. И Греджо с кучей навалившихся обязанностей не справился, поэтому многие комедийные сцены кажутся слишком надуманными, хотя есть и несколько очень удачных гэгов.В любом случае, ленту спасает Мел Брукс. Видавший виды комик, вспомнив молодость, даже самые провисшие эпизоды наполняет кипучей энергией, комедийной экспрессией и мастерством, уверенно обходя Греджо, хотя в других фильмах второй смотрится куда живее. Брукс опять доказал, что мастерство не уходит на пенсию вместе с актером. Для своего возраста он сказочно пластичен, подвижен и даже взрывоопасен. Ему очень идет роль психа, который живет на полную катушку.
Режиссер сделал буквально все для того, чтобы мэтру в его фильме было комфортно. Для себя он старался куда меньше. В итоге фильм получился вдохновляющим, но немного неровным. Могло бы получиться намного лучше, если бы не чрезмерное преклонение Греджо перед Бруксом.