Д’Артаньян спустился с гор – получился мушкетер! Или: я мог бы поставить 10, но…
О том, почему у меня вообще возникало такое странное желание (поставить этой скучной тягомотине высший балл) во второй половине рецензии. Пока реакция нормального человека, не конспиролога.
Сколько было надежд! Надо написать донос в Министерство Культуры или какой «фонд кино» (словом, туда, где нынче доносы берут), что
Сергею Жигунову категорически противопоказано совмещать посты режиссера и продюсера. Похоже, что,
в качестве постановщика, он занимается злостным вредительством по...
Читать полностью
О том, почему у меня вообще возникало такое странное желание (поставить этой скучной тягомотине высший балл) во второй половине рецензии. Пока реакция нормального человека, не конспиролога.
Сколько было надежд! Надо написать донос в Министерство Культуры или какой «фонд кино» (словом, туда, где нынче доносы берут), что Сергею Жигунову категорически противопоказано совмещать посты режиссера и продюсера. Похоже, что, в качестве постановщика, он занимается злостным вредительством по отношению к Жигунову-продюсеру. Ну и по отношению к зрителям. Особенно, если речь идет об экранизациях. Судите сами как продюсер, он подарил нам почти гениальную «Графиню де Монсоро», с прекрасно подобранными актерами (Домогаров! Горбунов! Дуров, Ю.Яковлев и Долинский!), идеальную «Королеву Марго» Добровольская реально затмила Аджани. Как только он начал «смешивать два ремесла» - первым делом угробил тайны Ниро Вульфа в своих «Приключениях». А ведь и там подбор актеров был неплох (сам Жигунов, Банионис, Мигицко!), но никто не объяснил им какой образ создавать, и сибарит и аккуратист Ниро Вульф превратился в пенсионера не грани старческого слабоумия и «впадения в детство».
В этом фильме тоже никто не взял на себя труд объяснить прежде всего, к сожалению, это касается актрис-женщин, - что, вообще-то, они играют не современных российских «понаехавших», а умную королеву Франции, интриганку Шарлотту Баксон с монастырским (значит неплохим) образованием, успешно водившую за нос не только графа-провинциала, но и опытнейших политиков, Но актрисам не объяснили или за ними просто тупо не было режиссерского присмотра. Именно они, а не мужские персонажи, порождают отвращение к фильму. Хотя статично, как фотографии все смотрелись бы неплохо (это же относится и к Р. Мухаметову дАртаньяну), но едва начинают двигаться, или упаси бог, говорить, - не понимаешь, опять сериал про ментов, гопников и их подружек или такой «постмодерн» по Дюма?
Конечно, молодым женщинам было тяжело именно наши, не зарубежные актрисы, создали лучшие образцы миледи (великая Терехова), Констанции (недооцененная в своё время не публикой, а режиссерами Алферова) даже «возрастная» и не слишком красивая Анна вышла в советском мюзикле едва ли не более убедительной, чем в романе, благодаря игре Фрейндлих. За что мы все дружно и простили Хилькевичу его «извращения по Дюма» и любим их до сих пор. Так что актрисам «Мушкетеров» Жигунова надо поставить хотя бы по одному баллу за смелость, что они вообще рискнули играть, так подставляясь под сравнения с настоящими актрисами. Слишком резко? Но, когда смелость не подкрепляется умением (в данном случае элементарным уважением к своему персонажу и чувством образа), она называется другим словом: наглость. Ладно, героини Е. Вилковой (миледи), А. Старшенбаум (Констанция) и дочки Миронова (королева) абсолютно безэмозиональны даже при натужном проявлении эмоций, Станиславский писал, что для убедительной игры нужно «долго лелеять страсти своего персонажа», на что у актрис не было времени: какое там «долго», да еще и «лелеять», надо же и в другие проекты успеть «вписаться»! Хуже то, что позволяют себе актрисы лучше бы их озвучивали негритянки из нигерийского Nollywoodа, по крайней мере, королева не говорила бы «щаз» (но М. Миронова хоть старается порой имитировать интонациями «модель Фрейндлих»), миледи «сдохнешь», «на ремни порву!» (на «британский флаг» было бы уместнее, хотя тогда он был не совсем таким), Констанция «какой красавчег» и фирменное «угу!».
Я даже пошел на пытку, и пересмотрел фильм в спокойной обстановке, чтобы понять, как вообще было возможно оставить говорящих едва ли не на блатном жаргоне теток (прошу прощения, но в этом фильме именно «тетки», не актрисы) без режиссерского надзора. Лень или провокация?
И неожиданно я понял, что Жигунову не хватило смелости открыто признаться, что он снимал не «фильм по какому-то там Дюма», а реальную сатиру на положение в столице современной РФ. Сатира вышла отличной, - юнец с нищих гор, столица, развращенная элита (король с королевой), обслуживающие прихоти элиты киллеры-мушкетеры (трио из алкаша, эстета и громилы), которых даже за убийства «ментов», гвардейцев Ришелье прижать нельзя: отмажут. Конечно, парень с гор тоже хочет безнаказанно «мочить ментов» и предсказуемо сходится с этой троицей. Мудрый министр В. Ланового то ли Сталин, то ли сам «Наитемнейший», только без специалиста на все руки Берии, а с жирным полковником ФСБ (пухлый Рошфор от Зайцева выглядит почти так же гротескно, как безусый ГГ), и, отчего-то влюбленной в киллера (Атоса), начальницы службы внешней разведки. В таком ключе шикарны и образы королевы бесящейся с жиру и предающей страну, и просто недалекой замужней столичной фифы Бонасье («мой муж такой обычный весь, а паренек с гор молод и горяч»). Мог бы выйти шедевр, если бы Жигунов не струсил или хотя бы сам понял, что у него получается. Я специально просмотрел все, какие нашел, его интервью, где он защищается от нападок на фильм, но ни в одном не обнаружил признания, что в замысле была сатира на современность. То есть, выходит, С. Жигунов сперва позволил актрисам пародировать «современный бомонд», а потом из трусости их же и подставил? На месте Мироновой, Вилковой и Старшенбаум я подал бы на него в суд.
Честное слово, не будь фильм затянут, и признайся Жигунов, что высмеивал современность поставил бы и 8 или 9 баллов из 10. Но, поскольку это «типа Дюма» - оценка соответствующая. Жигунову остается утешаться лишь тем, что его «Три мушкетера» находятся где-то посередине позорного капустника с Зеленским и «женским полком» 2008 года и фильмом Андерсона, а Вилковой, что её миледи чуть умнее, чем леди Винтер от М. Йовович (когда молчит).
У Анны Австрийской... ну, хотя бы руки должны были быть красивыми. Актёры в советском фильме несравненно лучше, причём, все - даже на второстепенных ролях.
Зачем из Д`Артаньяна сделали акробата ?!
Но вот актёры, в большинстве своём, - никакие. Такое впечатление, что почти все из них (за редкими исключениями) - заучили текст, и в перерывах между съёмками в рекламных роликах, - набегу, наспех - снялись в этом фильме. Так это, между делом, - денежек чуток подбашлять. Ни души, ни отдачи, ни красоты, - какая-то голимая профанация в части актёрского мастерства.