«Красная армия всех сильней!»
В июне 2014 года перед открытием тридцать шестого Московского международного кинофестиваля журналистам был показан документальный фильм «Красная армия». В нём рассказывается история хоккейного клуба ЦСКА, где Вячеслав Фетисов является главным героем, который, несмотря ни на что, антисоветчиком стать не смог.
Это впервые случилось, когда вместо художественного фильма на международном кинофестивале показывается документальный. Наверное, этим показом решено было подкрепить признание зрителями... Читать полностью
Это впервые случилось, когда вместо художественного фильма на международном кинофестивале показывается документальный. Наверное, этим показом решено было подкрепить признание зрителями... Читать полностью
В июне 2014 года перед открытием тридцать шестого Московского международного кинофестиваля журналистам был показан документальный фильм «Красная армия». В нём рассказывается история хоккейного клуба ЦСКА, где Вячеслав Фетисов является главным героем, который, несмотря ни на что, антисоветчиком стать не смог.
Это впервые случилось, когда вместо художественного фильма на международном кинофестивале показывается документальный. Наверное, этим показом решено было подкрепить признание зрителями кинофильма «Легенда № 17», за который режиссёру Лебедеву была присуждена государственная премия.
Данный фильм снят молодым американским режиссёром Гейбом Польски, сыном русско-украинских иммигрантов, который разгадать попытался феномен советского хоккея.
При показе этой картины на шестьдесят седьмом Каннском фестивале зал был набит битком, и присутствовало много молодёжи. И легендарный хоккеист Фетисов, который пришёл с женой и дочерью, был встречен шквалом продолжительных аплодисментов.
Повествование в картине ведётся от Вячеслава Фетисова, капитана хоккейной команды, который выиграл в составе сборной семь чемпионатов мира, награждён двумя Олимпийскими золотыми медалями. В настоящее время Фетисов политический деятель, член Совета Федерации, приглашённый из-за границы Владимиром Путиным для возрождения спорта в стране и поднятия престижа российского хоккея. Фетисов активно участвовал в подготовке и в проведении в Сочи Олимпийских игр.
На экране зритель видит обаятельного улыбающегося юного спортсмена Славу, воспитанника Анатолия Тарасова, знаменитого тренера, который умел разглядеть творческий потенциал в любом новичке и дал старт многим хоккейным звёздам. Тарасова зритель видит только в хронике, сейчас он уже пожилой, работает с семилетними детьми, которым советует улыбаться, потому что они в хоккее. О нём Вячеслав вспоминает с огромным уважением, в отличие от другого тренера Тихонова Виктора, ставленника КГБ, о котором Фетисов сказал, что он его уважает как тренера, но не как человека. Он уважает Тихонова как тренера, несмотря на то, что тренер Тихонов установил жесточайший диктат для хоккеистов, которые должны были тренироваться в особом тренировочном лагере в году одиннадцать месяцев, каждый день по четыре раза, для встреч с семьёй выделялся только один день в месяц. Фетисов, а также и Третьяк отмечают всю тяжесть такой нелёгкой жизни, но они всё равно остаются преданными и команде своей, и стране. Ведь эти жестокие тренировки беспощадного Тихонова были эффективными. Никто так не тренировал, никто не заставлял просто нечеловеческие нагрузки выполнять, поднимавших пульс игроков до двухсот двадцати ударов в минуту, как это делал Тихонов. А не уважает Вячеслав его как человека, потому что Тихонов препятствовал отъезду Фетисова за границу, когда его играть пригласили в НХЛ, и даже подключил для этого генерала Язова, министра вооружённых сил. Когда Фетисов из команды ушёл, его даже стали считать чуть ли не врагом советской власти. Этот враг, оказавшись в Америке, на предложение остаться навсегда в США, самой «демократичной и свободной» стране, ответил категорическим отказом.
Фетисов своим патриотизмом помешал выполнить задачу режиссёра снять антисоветскую агитку, режиссёр, видимо, надеялся, что сенатор-хоккеист будет рассказывать о зверствах советского режима, но рассказы Фетисова оказываются не особенно драматичными. Зато Владимир Познер это делает, уверено и твёрдо обличая бесчеловечный тоталитаризм власти советов.
В фильме зритель видит выступление Рейгана, говорящего о том, что надо на угрозу коммунистическую отреагировать правильно. Политика и спорт всегда между собой тесно связаны, спорт всегда был и, видимо, останется навсегда орудием идеологии. А в те годы победа в хоккее означала превосходство державы.
Хотя фильм и политический, потому что в нём уделяется большое внимание советской системе, якобы чудовищно тоталитарной, где отсутствовала демократия и свобода личности. И в нём стереотипы войны холодной того времени обыгрываются: балалайки, песни революционные звучат за кадром, прыгающий, как в караоке, серп и молот.
Но всё же в интонациях фильма явная симпатия чувствуется к хоккейному советскому феномену, патриотизму хоккеистов, гордости за страну свою, за игру не ради денег, за человеческие отношения, существовавшие между членами знаменитой «красной» пятёрки: Фетисов, Макаров, Крутов, Касатонов, Ларионов. Именно братские отношения, существовавшие в бескорыстно спаянной команде, в тренировке, основанной на командной игре в противовес индивидуалистическому сознанию, принятому на Западе, способствовали успеху советского хоккея.
Но «пятёрка», столкнувшись с капиталистическими условиями после распада Советского Союза, с новой хоккейной философией, распалась, потому что не каждый вписаться сумел в эту новизну, и это является самым драматичным в фильме. В тяжёлые девяностые годы соратники противниками становились. Каждый член «пятёрки» расскажет и о своём выступлении при советской власти, и выступлении в американской лиге после падения советской власти.
Сам режиссёр Гэйб Польски считает, что он хотел в своём фильме не только о хоккее рассказать, а об особенностях великой души русской, в которую заглянуть дано не каждому, тем более американцам, вечным нашим противникам.
Режиссёр использует интервью, хронику, музыку, в общем, стандартный набор для любого документалиста, но он всё это использует очень виртуозно. Музыкальное сопровождение не смолкает, оно задаёт ритм. Кадры архивные найдены и смонтированы очень умело. Красные майки, шрифты, костюмы спортивные, спортсменов сосредоточенные лица – хоккей советский представлен как феномен эстетический, как высшая точка в развитии цивилизации советской. И независимо от эстетических, спортивных, политических пристрастий побеждала «Красная армия» всех.
Фильм зрителя погружает в то время, когда все в стране пели о том, что «Красная армия всех сильней!»
Это впервые случилось, когда вместо художественного фильма на международном кинофестивале показывается документальный. Наверное, этим показом решено было подкрепить признание зрителями кинофильма «Легенда № 17», за который режиссёру Лебедеву была присуждена государственная премия.
Данный фильм снят молодым американским режиссёром Гейбом Польски, сыном русско-украинских иммигрантов, который разгадать попытался феномен советского хоккея.
При показе этой картины на шестьдесят седьмом Каннском фестивале зал был набит битком, и присутствовало много молодёжи. И легендарный хоккеист Фетисов, который пришёл с женой и дочерью, был встречен шквалом продолжительных аплодисментов.
Повествование в картине ведётся от Вячеслава Фетисова, капитана хоккейной команды, который выиграл в составе сборной семь чемпионатов мира, награждён двумя Олимпийскими золотыми медалями. В настоящее время Фетисов политический деятель, член Совета Федерации, приглашённый из-за границы Владимиром Путиным для возрождения спорта в стране и поднятия престижа российского хоккея. Фетисов активно участвовал в подготовке и в проведении в Сочи Олимпийских игр.
На экране зритель видит обаятельного улыбающегося юного спортсмена Славу, воспитанника Анатолия Тарасова, знаменитого тренера, который умел разглядеть творческий потенциал в любом новичке и дал старт многим хоккейным звёздам. Тарасова зритель видит только в хронике, сейчас он уже пожилой, работает с семилетними детьми, которым советует улыбаться, потому что они в хоккее. О нём Вячеслав вспоминает с огромным уважением, в отличие от другого тренера Тихонова Виктора, ставленника КГБ, о котором Фетисов сказал, что он его уважает как тренера, но не как человека. Он уважает Тихонова как тренера, несмотря на то, что тренер Тихонов установил жесточайший диктат для хоккеистов, которые должны были тренироваться в особом тренировочном лагере в году одиннадцать месяцев, каждый день по четыре раза, для встреч с семьёй выделялся только один день в месяц. Фетисов, а также и Третьяк отмечают всю тяжесть такой нелёгкой жизни, но они всё равно остаются преданными и команде своей, и стране. Ведь эти жестокие тренировки беспощадного Тихонова были эффективными. Никто так не тренировал, никто не заставлял просто нечеловеческие нагрузки выполнять, поднимавших пульс игроков до двухсот двадцати ударов в минуту, как это делал Тихонов. А не уважает Вячеслав его как человека, потому что Тихонов препятствовал отъезду Фетисова за границу, когда его играть пригласили в НХЛ, и даже подключил для этого генерала Язова, министра вооружённых сил. Когда Фетисов из команды ушёл, его даже стали считать чуть ли не врагом советской власти. Этот враг, оказавшись в Америке, на предложение остаться навсегда в США, самой «демократичной и свободной» стране, ответил категорическим отказом.
Фетисов своим патриотизмом помешал выполнить задачу режиссёра снять антисоветскую агитку, режиссёр, видимо, надеялся, что сенатор-хоккеист будет рассказывать о зверствах советского режима, но рассказы Фетисова оказываются не особенно драматичными. Зато Владимир Познер это делает, уверено и твёрдо обличая бесчеловечный тоталитаризм власти советов.
В фильме зритель видит выступление Рейгана, говорящего о том, что надо на угрозу коммунистическую отреагировать правильно. Политика и спорт всегда между собой тесно связаны, спорт всегда был и, видимо, останется навсегда орудием идеологии. А в те годы победа в хоккее означала превосходство державы.
Хотя фильм и политический, потому что в нём уделяется большое внимание советской системе, якобы чудовищно тоталитарной, где отсутствовала демократия и свобода личности. И в нём стереотипы войны холодной того времени обыгрываются: балалайки, песни революционные звучат за кадром, прыгающий, как в караоке, серп и молот.
Но всё же в интонациях фильма явная симпатия чувствуется к хоккейному советскому феномену, патриотизму хоккеистов, гордости за страну свою, за игру не ради денег, за человеческие отношения, существовавшие между членами знаменитой «красной» пятёрки: Фетисов, Макаров, Крутов, Касатонов, Ларионов. Именно братские отношения, существовавшие в бескорыстно спаянной команде, в тренировке, основанной на командной игре в противовес индивидуалистическому сознанию, принятому на Западе, способствовали успеху советского хоккея.
Но «пятёрка», столкнувшись с капиталистическими условиями после распада Советского Союза, с новой хоккейной философией, распалась, потому что не каждый вписаться сумел в эту новизну, и это является самым драматичным в фильме. В тяжёлые девяностые годы соратники противниками становились. Каждый член «пятёрки» расскажет и о своём выступлении при советской власти, и выступлении в американской лиге после падения советской власти.
Сам режиссёр Гэйб Польски считает, что он хотел в своём фильме не только о хоккее рассказать, а об особенностях великой души русской, в которую заглянуть дано не каждому, тем более американцам, вечным нашим противникам.
Режиссёр использует интервью, хронику, музыку, в общем, стандартный набор для любого документалиста, но он всё это использует очень виртуозно. Музыкальное сопровождение не смолкает, оно задаёт ритм. Кадры архивные найдены и смонтированы очень умело. Красные майки, шрифты, костюмы спортивные, спортсменов сосредоточенные лица – хоккей советский представлен как феномен эстетический, как высшая точка в развитии цивилизации советской. И независимо от эстетических, спортивных, политических пристрастий побеждала «Красная армия» всех.
Фильм зрителя погружает в то время, когда все в стране пели о том, что «Красная армия всех сильней!»