Частный сыщик, его жена и одиночество.
Фильм «Ночные ходы» стоит внимания всех искренних поклонников настоящего детектива, - то есть, криминальной истории о судьбе человека. Многие критики писали, что это «фильм одного актера» - Джина Хэкмена, но я с ними не соглашусь. Великолепно играет таинственную девушку во Флориде, Паолу, - не слишком известная сегодня актриса Дженнифер Уоррен. Почему не сложилась её карьера – неизвестно ни нашей, ни британской «Википедии», а ведь со сложной ролью она справляется блестяще! Впрочем, это...
Читать полностью
Фильм «Ночные ходы» стоит внимания всех искренних поклонников настоящего детектива, - то есть, криминальной истории о судьбе человека. Многие критики писали, что это «фильм одного актера» - Джина Хэкмена, но я с ними не соглашусь. Великолепно играет таинственную девушку во Флориде, Паолу, - не слишком известная сегодня актриса Дженнифер Уоррен. Почему не сложилась её карьера – неизвестно ни нашей, ни британской «Википедии», а ведь со сложной ролью она справляется блестяще! Впрочем, это сейчас из любой Кристен Стюарт наловчились штамповать звезд, а в те времена Голливуд мог себе позволить разбрасываться талантами: обладательница «Оскара» и «Глобуса» Мэри Стинберген, к примеру, сейчас более известная как «бывшая жена Макдауэла», чем как потрясающая актриса. В этом же фильме снялась и восемнадцатилетняя Мелани Гриффит. И, пусть её героине отведена лишь половина фильма, сыграла она так задорно и одновременно беззащитно-трогательно, что остается радоваться, что Голливуд не проглядел хоть эту актрису (не смотря на предстоящие ей «гроздья» «золотых малин» на стыке тысячелетий).
Однако вернемся к собственно фильму. К счастью для зрителя и к несчастью для рецензента, этот, один из последних удачных фильмов режиссера Артура Пенна (наряду с «Излучинами Миссури»), является именно классическим детективом, таким непредсказуемым, что даже отзывы о том, какой актер и какую сцену сыграл удачно, какую нет, – априори будут являться «спойлерами». Поэтому скажу об общей атмосфере фильма.
Перед нами довольно удивительный для США тех лет классический «нуар», который тогда был характерен больше для европейского кино. И, – одновременно, эта картина - возврат к американской классике детективов, таких, как «Глубокий сон» или «Мальтийский сокол».
Главный герой – частный сыщик Мосби, напоминает одновременно героев Чандлера, Хэммета и Джона Макдональда. Как чандлеровский Марлоу, он любит развивать свой интеллект при помощи шахмат, которые даже берет с собой «на дело», он может быть и жестоким, как Спейд Хэммета. Но больше всего у него сходства с главным героем серии романов Дж. Макдональда – Арчером: неустроенная личная жизнь, уходящая любовь к жене (Арчер как раз был разведен), готовность ринуться на помощь ребенку. К слову, удивлен, что один из романов Макдональда не упомянут в титрах: обманули, наверное, сценаристы Пенна, сказали, что, мол «сами придумали».
Но все-таки главное в этом фильме – судьбы людей (особенно главного героя), общая атмосфера «одиночества в обществе». Этим одиночеством, сквозь обязательные для «нуара» тени, веет с экрана от каждого кадра, каждой сцены. Понимаешь буквально: в этом мире никто никогда никого не поддержит. Нет исключений ни для миллионерши Арлин, ни для нищего каскадера Марка Элмана, ни для юной и наивной Далилы (Делли). Как и самому Гарри Мосби – у его бросает жена, предают друзья… - но, к одиночеству сыщика мы уже привыкли. А вот к тому, что в этом мире одинок каждый – нас подводит умело выстроенными сценами режиссер. Отчего фильм сегодня не устаревает, а кажется еще более пронзительным (характерно, что критики приняли его и включили в «десятку лучших детективов» тоже не сразу, видимо, картина относится к числу тех, что нужно не только смотреть, но и пересматривать).
Предупредить все же стоит – несмотря на несколько крайне жестоких сцен, этот фильм не предназначен для любителей яростного экшена. Вот если вы предпочитаете запутанное расследование, рассказ о судьбе активного человека в подавляющем любую активность мире, – фильм для вас. Заодно он помогает разобраться – что такое одиночество, обязательно ли нужно стремиться из него вырваться. Возможно, не только проще, но и лучше – с ним примириться?
Ведь все попытки даже такого героя, как Мосби вырваться из одиночества, словно обречены на провал. Он распутывает сложнейшую, многоходовую детективную историю, но, его проклятья в конце фильма – не самому ли себе адресованы? Ведь, если бы не его неуемное желание разобраться со смертью девочки, удалось бы избежать, минимум двух смертей!