Два фильма в одном – эталон хоррора.
Испанский режиссёр Бигас Луна известен в основном как создатель арт-хауса, и он немало наград за эти фильмы завоевал на различных фестивалях. Но он иногда отвлекался от привычного жанра и создавал довольно необычные фильмы других жанров, но обязательно с наплывом арт-хауса. Так он в 1987 году снял фильм ужасов «Мучительная боль», который получил очень много положительных отзывов, и получил пять наград. Этот фильм, снятый в традиционном необычном для режиссёра стиле, комбинирует в себе триллер...
Читать полностью
Испанский режиссёр Бигас Луна известен в основном как создатель арт-хауса, и он немало наград за эти фильмы завоевал на различных фестивалях. Но он иногда отвлекался от привычного жанра и создавал довольно необычные фильмы других жанров, но обязательно с наплывом арт-хауса. Так он в 1987 году снял фильм ужасов «Мучительная боль», который получил очень много положительных отзывов, и получил пять наград. Этот фильм, снятый в традиционном необычном для режиссёра стиле, комбинирует в себе триллер и хоррор. Он является непревзойдённым образцом по-настоящему пугающего и напряжённого фильма, считается эталоном фильма ужасов, одним из самых жутких фильмов в европейском кино восьмидесятых годов.
Толстый, внушительных размеров великовозрастный мужчина Джон Прессман (Майкл Лернер) находится под сильной опекой матери Эллисы (Зельда Рубинштейн). Он работает в офтальмологической лаборатории, страдает диабетом и из-за этого теряет зрение. Видимо, из-за плохого зрения он как-то неаккуратно так вставил богатой клиентке контактные линзы, что привело её в дикую ярость, а это вызвало сильное огорчение у Джона. Вернувшись с работы домой, он жалуется своей странной матери, и эта сумасшедшая мамочка решила отомстить за унижение её сыночка. Она проводит сеанс гипноза, во время которого поставила перед ним цель вырезать у людей глазные яблоки, чтобы глаза всех жителей города стали принадлежать им. К тому же властная мамочка устанавливает телепатическую связь между собой и Джоном, чтобы он находился под неусыпным её влиянием. После этого Джон, взяв набор необходимых инструментов, отправляется в дом этой богатой дамы, говорит её мужу, что сильно переживает за случившееся, раскаивается, поэтому принёс его жене новые, подходящие именно для её глаз контактные линзы. Муж его впускает в дом, и он убивает их обоих и вырезает им глаза.
Но тут зритель узнаёт, что история о сумасшедшей толстой старухе и её сыне Джоне, ставшим маньяком под воздействием гипноза, есть фильм, который смотрят зрители в одном из кинотеатров Лос-Анджелеса. Здесь же в зале вместе с другими зрителями этот фильм ужасов смотрят две юных подружки: Пэтти (Талия Пол) и Линда (Клара Пастор).
Линда от фильма в восторге и с удовольствием смотрит на творящееся на экране насилие, а вот Патти нервничает, ей фильм не нравится, она уйти хочет, но Линда не соглашается. А у Патти тем временем начинаются слуховые галлюцинации, на неё начинает оказывать влияние гипнотическая составляющая ленты. Но под воздействием гипноза, проводимого Эллисой, оказывается и мужчина, его играет Энжел Жов, сидящий недалеко от девушек. И этот мужчина тоже превращается в маньяка-убийцу, и он тоже, как и пришедший в этот же кинотеатр Джон, попадает и под телепатическую связь с Эллисой. Этот маньяк, как и Джон, также начинает убивать людей в кинотеатре, сначала персонал, а затем и зрителей.
Триллер-ужастик очень необычный. Смотрится с огромным интересом, а когда шёл показ сеанса гипноза с демонстрацией закручивающейся спирали, то показалось даже, что я сама впадаю в гипнотическое состояние. Хоррор просто завораживает, снят в стиле Хичкока с элементами пародии, он совершенно не похож ни на один виденный мною хоррор, он не предсказуемый абсолютно, очень напряжённый, с особой жуткой атмосферой, немного абсурдный, он зрителя погружает в себя полностью, отключится от экрана невозможно. Луна использует рекурсивный приём, умещает два фильма в одном, преподносит хоррор в сюрреалистической оболочке. Несмотря на ужасные вещи, демонстрируемые на экране, от просмотра получаешь истинное эстетическое удовольствие. Просто уму непостижимо, как сподобился Бигас на такой замечательный арт-хаусный треш-хоррор с фрейдистскими мотивами.
Приём построения фильма, когда используется фильм в фильме, конечно, известен уже давно, но никому ещё из режиссёров не удавалось вот так удачно его использовать.
События, происходящие в первом фильме, оказывают влияние на якобы реальную жизнь, которая сама демонстрируется во втором фильме, и зритель погружается сразу в две истории: про маньяка-офтальмолога и про маньяка-киллера. А с некоторого момента обе истории демонстрируются параллельно: идут убийства на экране в первом фильме, и тут же на их фоне идут убийства в кинотеатре во втором фильме, и это приводит зрителя в ещё большее непонимание происходящего. Режиссёр сцены выстраивает так, что предугадать, как будут развиваться события дальше, совершенно невозможно. К тому же здесь сцены насилия очень кровавые и жестокие, так что этот остросюжетный триллер-хоррор слабонервным лучше не смотреть. А вот зрителям, которым, кроме самих ужасов, нравится ещё и подумать, лучшего арт-хоррора не найти.
И всё это очень профессионально снято, поэтому оператор Джозеп Сивит за свою блестящую работу получил приз на Авориазском фестивале. За создание кроваво-натуралистичных спецэффектов награждён был и Франциско Терес, и, естественно, награждён был и режиссёр Бигас Луна.
Возможно, режиссёр своим фильмом предупреждал о негативном влиянии на людей экранного насилия.
Когда я смотрел в начале 90-х этот фильм, тогда сюжет фильма достаточно сильно отличался от большинства стандартных ужастиков. в сюжете ничего казалось бы особенного нет, но есть своя изюминка, которая тянула к просмотру фильма. Фильм сам не так страшен, как безумен. Мясорубки в фильме нет, зато показана хорошая резня и стрельба. Каждый актёр хорошо вжились в свои роли. Психологические саунды только добавляли безумства происходящему, а сама развязка оказалась вообще неожиданной. Хоть фильм и малобюджетный, но мне ещё раз понравилось посмотреть этот классический, безумный, противненький ужастик, 7/10 ему за это, даже сейчас.