Антивоенный, переполненный болью, мультфильм.
Мать Сейты и Сецуко во время бомбардировки погибает. Дети переезжают жить к тёте. Тётя часто Сейта попрекает, называет его нахлебником, потому что он не работает и не учится. Но и школа, где он учился, и завод, куда был он мобилизован, уничтожены американцами. От обиды, потеряв терпение, Сейт переселяется вместе с сестрой жить в заброшенное бомбоубежище. И вскоре оба они голодать начинают и болеть.
Выпущенный в 1986 году мультфильм Хаяо Миядзаки «Небесный замок Лапута», был восторженно принят...
Читать полностью
Мать Сейты и Сецуко во время бомбардировки погибает. Дети переезжают жить к тёте. Тётя часто Сейта попрекает, называет его нахлебником, потому что он не работает и не учится. Но и школа, где он учился, и завод, куда был он мобилизован, уничтожены американцами. От обиды, потеряв терпение, Сейт переселяется вместе с сестрой жить в заброшенное бомбоубежище. И вскоре оба они голодать начинают и болеть.
Выпущенный в 1986 году мультфильм Хаяо Миядзаки «Небесный замок Лапута», был восторженно принят зрителями, и Миядзаки предложил инвесторам и продюсерам студии Ghibli новый свой проект «Мой сосед Тоторо». Но те решили, что поклонники Миядзаки, которые ходят на его фантастико-приключенческие мультфильмы, не пойдут на мультик, рассказывающий о двух девочках, живущих в Японии в 1950-х годах, которые подружились с лесными духами, поэтому решено было выпустить «Тоторо» вместе с мультфильмом, который надо было создать по книге о Второй мировой войне, чтобы детям преподать урок морали и истории. Так началась работа над созданием мульткартины «Могила светлячков».
Такахата написал сценарий «Могилы светлячков» по мотивам одноимённого романа Акиюки Носаки, который был опубликован в 1967 году. Роман во многом был автобиографичным, и писал его Носака в качестве прилюдного покаяния из-за того, что не смог он в конце войны сберечь свою младшую сестру, когда вынужден был в одиночку заботиться о ней. Такахате в год окончания войны было десять лет, и он хотел, чтобы дети 1980-х годов перенеслись на полтора часа в 1945 год и поняли, что испытывали дети в то время. Его «Могила» - это не бравурная история, которая может у детей развить перед героями прошедшего времени комплекс неполноценности, а душераздирающий рассказ о о подростке, который решил героем быть для младшей сестрёнке, но оказался скорее злодеем. Ведь именно его нежелание попрёки тёти терпеть, его гордыня привели к трагедии. Хотя этот пример отрицательный, но на нём тоже нужно учиться.
Эту абсолютно реалистичную книгу экранизировать в игровом кино было очень трудно по многим причинам, одной из них была невозможность возложить на детей играть этих героев. Это надо посадить детей на голодную диету, по-другому не превратишь цветущего здорового ребёнка в доходягу, который умирает с голода. Вот почему и было принято решение «Могилу» нарисовать.
Картина Миядзаки показывает идиллическую Японию 1950-х, куда хочется переселиться. Лента же Такахаты мир изображает тот, который ностальгию не вызывает, потому что для Японии это было время поражений, позора, бесполезного героизма. А ещё в то время в Японии начала исчезать взаимопомощь и семейная, и соседская, потому что появилось невероятное количество обездоленных, и помочь близким было просто невозможно, так как многие распродавали одежду, чтобы риса мешочек купить.
Такахата настаивал на том, что этот мультфильм - это моральный урок, а не антивоенный фильм, но с этим согласиться невозможно. На самом деле, какую бы задачу перед собой не ставили создатели «Могилы», получился фильм, потрясающий по убедительности о преступности и бессмысленности войны. Ведь эта лента изображает не только последствия империализма японского в целом для страны, но даже отражает политику государства в поведении подростка Сейты. Как и правительство милитаристов, Сейт свои силы и самодостаточность переоценивает. Хотя, конечно, мальчик больше жертва, чем преступник, ведь ясно же, что именно из-за войны ему пришлось взрослые решения принимать.
Рисованная картина менее жуткими физические страдания делает, но эмоциональные переживания у зрителя от этого не теряются, особенно, если герои нарисованы так правдоподобно и убедительно, как это сделано в этом мультфильме.
В «Могиле светлячков» не только представлены сцены испытаний и страданий. Вначале есть и трогательные, счастливые моменты семейной жизни, но при приближении к финалу приятных моментов всё меньше становится. И объявление о прекращении бомбардировок и о капитуляции Японии, не приносит счастья, потому что Сейт понял, что великая Япония, в которую верил он, оказалась совсем не великой, и что зря погибло столько народа.
Фильм безупречен. В нём драматичный сюжет, герои со сложными характерами, графика реалистичная, анимация превосходная, музыка композитора Митио Мамии отличная, в нём незабываемый моральный и эмоциональный посыл. Но в нём слишком много боли.