Шедевр исторического кино: «Наездник» или «Правонарушитель»?
Уже в заглавии фильма (как и одноименной пьесы) «Breaker Morant» заключен глубокий смысл. Слово, буквально переводящееся как «выключатель» - идиома, наиболее близкая к русскому «сорвиголова». Поэтому и главный герой – великолепный укротитель лошадей, прекрасный наездник, – сперва получает прозвище «Наездник Морант», затем, когда его подразделению удается справиться с партизанским движением буров – «Укротитель». В смысле - ловкий укротитель беспощадных буров из "коммандо". Только потом, когда...
Читать полностью
Уже в заглавии фильма (как и одноименной пьесы) «Breaker Morant» заключен глубокий смысл. Слово, буквально переводящееся как «выключатель» - идиома, наиболее близкая к русскому «сорвиголова». Поэтому и главный герой – великолепный укротитель лошадей, прекрасный наездник, – сперва получает прозвище «Наездник Морант», затем, когда его подразделению удается справиться с партизанским движением буров – «Укротитель». В смысле - ловкий укротитель беспощадных буров из "коммандо". Только потом, когда метящий в министры лорд Китченер решает дистанцироваться от собственных приказов начет контр-партизанской борьбы, на суде, Морант предстает уже «свирепым сорвиголовой», «жестоким Морантом». Так фильм показывает нам, насколько просто в военное время превратить великолепного «укротителя» в «жестокого преступника».
В доступном нам информационном пространстве этот фильм – фильм-исключение, редчайший алмаз, который, как известно, является «камнем истины». Действительно, очень редко можно увидеть действительно правдивый фильм об англо-бурской войне. Впрочем, это кино снимали австралийцы и про австралийца – реально существовавшего «наездника» Г.-Х. Моранта, служившего в так называемых «бушвельдских карабинерах» (своего рода «зондеркомандах» Английской армии) и расстрелянного самими же англичанами, когда тем пришлось скрывать те средства, при помощи которых они победили бурских партизан.
Фильм интересен не столько батальными сценами (хотя их в нем в избытке – чего стоит только эффектная сцена атаки конного бурского «коммандо», как назвались их партизанские отряды, на английское поселение! Сцена, из которой мы узнаем, почему все партизаны тех лет шли в атаку с раскуренными сигарами – чтоб было быстрее поджигать фитили у динамита!). Даже не растянутой на весь фильм (с перерывами на боевые воспоминания) сценой неправедного суда над «военными преступниками», сколько тем, что в нем впервые признается – да, практику расстрелов заложников из числа мирного населения, казни пленных, убийства не только «лиц, похожих на партизан», но и «лиц, похожих на сочувствующих партизанам» - все это впервые ввели англичане во времена англо-бурской войны. Будущий военный министр и поджигатель Первой Мировой лорд Китченер – в частности. После "Моранта" уместно пересмотреть популярный ныне фильм "Чтец".
К слову, если вы увлечетесь исторической темой, советуем посмотреть и фильм «Хартум» («Джихад») с Лоуренсом Оливье – там показан тот же Китченер в начале своей карьеры, еще не мечтающий о кресле министра. И там ему очень хочется спасти попавшего в ловушку махдистов генерала Гордона,… но он не смеет без прямого приказа.
Что еще интересней, мы всем сердцем сочувствуем «выполнявшему преступные приказы» лорда Китченера кавалеристу Моранту – разведчику и поэту на грязной войне. Даже когда он говорит: «в борьбе с партизанами невозможно отличить мирных жителей от нападающих ночью бандитов!». И только после фильма задумываешься об «исполнявших приказы» эсэсовцах. Однако же, от этих мыслей предпочитаешь отмахнуться – ведь весь смысл суда над Морантом и его друзьями как раз и заключался в том, что английское командование судило их за жестокость, нагло отрицая, что отдавало «преступные приказы».
Словом, фильм о Г.-Х. Моранте – ныне реальном герое Австралии, - это и красочный исторический боевик, и лихо закрученный детектив с судебным разбирательством (лгущие на суде «жертвы» вызывают омерзение), и, одновременно – фильм, порождающий размышления. Очень глубокие и нетривиальные. Недаром фильм получил сразу 10 премий Австралийского киноинситута, номинацию в Каннах, «Оскар» за сценарий…
Смотреть всем!
Заключительная речь адвоката - это пипец, так можно что угодно оправдать.
Расстреляли - за дело.
Первого пленного взяли с оружием в руках, по горячим следам - ок.
Добровольно сдавшихся пленных - это уже беспредел.
Ну и под конец проповедника - ну ни в какие ворота.