Испытание цивилизацией
В своем дебютном проекте новозеландский режиссер Тамахори не побоялся жестоких и откровенных сцен домашнего насилия, царящего в семьях осевших в большом городе аборигенов.
Джек и Бет – супружеская чета из племени маори – живут в мегаполисе уже 18 лет. Они родили пятерых детей, но к цивилизованной жизни так и не приспособились. Семья живет на социальное пособие, Бет занимается детьми, а Джек пьянствует по кабакам, временами заваливаясь домой вместе с оравой нахлеставшихся горлопанов. Семейный...
Читать полностью
В своем дебютном проекте новозеландский режиссер Тамахори не побоялся жестоких и откровенных сцен домашнего насилия, царящего в семьях осевших в большом городе аборигенов.
Джек и Бет – супружеская чета из племени маори – живут в мегаполисе уже 18 лет. Они родили пятерых детей, но к цивилизованной жизни так и не приспособились. Семья живет на социальное пособие, Бет занимается детьми, а Джек пьянствует по кабакам, временами заваливаясь домой вместе с оравой нахлеставшихся горлопанов. Семейный скандал - обычный итог очередной пьянки.
Джек по поводу и без повода пускает в ход кулаки – другого способа решения проблем он попросту не знает. Самая большая обида для него – это услышать в свой адрес слово «абориген». Когда оно вылетает из уст доведенной до белого каления супруги, маори превращает ее лицо в кровавое месиво. Это ничего не стоит такому здоровенному детине, сила и горячий нрав которого известны на всю округу. Но всякому терпению есть предел, и для Бет он наступает тогда, когда ее муж доводит до самоубийства их тринадцатилетнюю дочь…
Режиссер Тамахори умеет шокировать зрителя: уже начало фильма крайне обманчиво. В первом кадре зритель видит перед собой дивный, жизнерадостный пейзаж, навевающий мысли о безоблачной, счастливой жизни. Однако вскоре выясняется, что эта красота – всего лишь реклама на щите, расположенном в одном из самых ужасных городских кварталов. Именно в этих трущобах и живут решившие приобщиться к цивилизации маори. Этот район – подобие нью-йоркского Гарлема, путь сюда белому человеку заказан. Редкое исключение – это полицейские и судебные приставы, явившиеся сюда, чтобы вызвать на заседание очередного провинившегося перед законом.
Большинству маори так и не удается до конца приспособиться к жизни в цивилизации, их угнетает жизнь большого города. Кое-кто надеется найти отраду в привычном общении с духами усопших. Но и свои корни они уже тоже утратили, и вместо воссоединения с предками получается один лишь фарс, сводящийся к ритуальным пляскам. И обильный татуаж на коже уже не имеет своего былого значения, не защищает от невзгод и неприятностей, а превращается лишь в лишенные духовной наполненности пустые картинки.
«Когда-то они были воинами» наводит на мысль о том, что белые люди сослужили маори плохую службу, пристрастив их к бесплатной государственной помощи и тем самым спровоцировав их деградацию. Социальное пособие не только позволяет им не работать, но и вполне достаточно для покупки спиртного и травки.
В 1994 году вышли на экран сразу два ставшими легендарными фильма. Это «Небесные создания» режиссера Питера Джексона и «Когда-то они были воинами» Тамахори. Оба эти фильма получили достаточно много наград на кинофестивалях разных стран. Новозеландское кино и так интересно своей особой спецификой, фильм же Тамахори очень драматичен, динамичен и держит в напряжении от начала до конца. Не удивительно, что начинающего режиссера тут же заметили американцы и быстренько заманили в Голливуд, где всего лишь год спустя вышла в свет его «Скала Малхолланд».
Однако «фабрика грез» обладает способностью сводить к посредственности самобытные таланты, что и произошло с Тамахори, работы которого становились год от года откровенно хуже и докатились до откровенной чернухи вроде Бондианы и откровенного позора типа «ХХХ: State of the Union».
Но «Когда-то они были воинами» заслужил успех не только благодаря отменной режиссерской работе. Не меньшего уважения заслуживает и игра актеров. Лучше всех, на мой взгляд, сыграла Рина Оуэн, которая внешне очень похожа на представительницу коренного населения. Бэт – это всего лишь ее вторая роль в кино (актриса начала сниматься только в возрасте 32х лет). Однако это не помешало тому, что ее отметили наградами сразу несколько международных кинопремий. Роль женщины маори принесла ей популярность, и с тех пор ее часто можно увидеть на экране, в том числе и в голливудских проектах (она отметилась даже в легендарных «Звездных войнах»).
Исполнитель роли Джека, к слову, тоже успел засветиться в этом блокбастере вселенского масштаба. Да и вообще он обосновался в Голливуде раньше и прочнее, чем его супруга из фильма Тамахори, и благодаря ролям в жанре экшн он срубил неплохой куш. Рельефные мускулы, энергичные телодвижения и умение угрожающе таращить глаза в американском кинематографе пользуются спросом. Переманивают американцы самобытных иностранцев, делают из них безликие штампы – и ничего с этим не поделаешь…