Кто они эти демоны
В фильме итальянского режиссера Джулиано Монтальдо «Демоны Санкт-Петербурга» рассказывается о годах жизни великого русского писателя Ф. М. Достоевского после несостоявшейся казни и десятилетней ссылки в Сибири.
Будучи уже далеко немолодым, Достоевский попадает в тяжелую жизненную ситуацию: его связывает обязательство перед своим издателем Ф.Т, Стелловским: он должен написать новый роман «Игрок», на который у него не хватает физических и душевных сил. В случае не выполнения этих обязательств,...
Читать полностью
В фильме итальянского режиссера Джулиано Монтальдо «Демоны Санкт-Петербурга» рассказывается о годах жизни великого русского писателя Ф. М. Достоевского после несостоявшейся казни и десятилетней ссылки в Сибири.
Будучи уже далеко немолодым, Достоевский попадает в тяжелую жизненную ситуацию: его связывает обязательство перед своим издателем Ф.Т, Стелловским: он должен написать новый роман «Игрок», на который у него не хватает физических и душевных сил. В случае не выполнения этих обязательств, авторские права на произведения переходят к издателю. Достоевский находит выход: он приглашает на работу молодую женщину-стенографистку Анну Григорьевну Сниткину, которая по его замыслу, поможет справиться с задачей. В фильме показаны воспоминания об известных событиях из жизни Достоевского – казни, которая не состоялась, дальнейшей ссылки в Сибирь и лагерной жизни. Причем, в действительности петрашевцы приговорены к повешению, а в фильме - к расстрелу, но не надо забывать, что фильм – художественный, а, следовательно, режиссер может иметь свой субъективный взгляд на описываемые события.
Раскаяние и вера писателя показаны в фильме Джулиано Монтальдо на удивление пронзительно, точно и глубоко.
Через весь фильм идут тяжелые сны Достоевского, это сны-кошмары и сны- воспоминания.
Один из них - тяжелая сцена перед расстрелом, когда трем государственным преступникам священник дает поцеловать крест. Достоевский стоит в центре (это очень символично: справа и слева стоят два «разбойника) и он, единственный из троих со слезами целует поднесенный крест, а затем переводит затуманенный слезами взгляд на храм.
А вот сцена из лагерной жизни: еще молодой Достоевский рассказывает о сокамерниках, которые у него все украли, включая Новый Завет.
И вскоре после кражи во время лагерных работ один из тех самых сокамерников, простой мужик, не политический ссыльный, уронил в прорубь топор и в страхе бросился за ним в ледяную воду. Достоевский вместе с еще одним мужиком с огромным трудом вытащили его и увидели под тулупом… тот самый Новый Завет!
В этом месте не верится, что фильм снят итальянцем, настолько сцена пронзительна и достоверна, настолько она по-русски надрывна. Это вовсе не характерно для итальянского кино. И здесь становится понятно, что режиссер обратился к истокам, глубоко почувствовал русскую душу изнутри, что, безусловно, кроме восхищения вызывает искреннее уважение.
В фильме показано, как участвуя в работе кружка петрашевцев, Достоевский пытается убедить горячих молодых революционеров, отказаться от покушения на Великого князя. Он говорит им о том, что они не знают этих страшных людей, пытается объяснить им, что результатом будут загубленные молодые жизни, лагерь. В ответ петрашевцы цитируют писателю строки его собственных произведений, и он вынужден с болью признаться, что после лагеря он мыслит по-другому.
Джулиано Монтальдо обратил взгляд современного итальянца на загадочную и болезненную душу великого русского писателя и не только понял ее, но и смело показал свое видение зрителю.
Это подтверждается достоверной профессиональной игрой актеров, которая вызывает восторг и удивление, итальянцы играют с надрывом, по-русски.
Как итог, можно сказать о плюсах – тщательно выстроенный, хорошо продуманный сюжет, прекрасный актерский состав, профессиональная игра, фильм смотреть интересно. О минусах – немного удивили костюмы, показалось, что они из другой эпохи, но это лишь атрибуты.
Чтобы ответить на главный вопрос фильма, надо его посмотреть и решить самому кто же они эти демоны. Сны, видения, революционеры?