Дьяволы
Не секрет, что большинство фильмов Кена Рассела можно легко опознать по атмосфере. Атмосфера для режиссера настолько важна, что зачастую он приносит в угоде ей прочие необходимые элементы фильма. Фильм
«Дьяволы» в этом плане не стал исключением и обладает затягивающей атмосферой.
Сценарий фильма основан на пьесе Джона Уайтинга, в основу которой легло произведение «Луденские бесы» английского писателя Олдоса Леонарда Хаксли. Нельзя не отметить, что художником-постановщиком был назначен Дерек...
Читать полностью
Не секрет, что большинство фильмов Кена Рассела можно легко опознать по атмосфере. Атмосфера для режиссера настолько важна, что зачастую он приносит в угоде ей прочие необходимые элементы фильма. Фильм «Дьяволы» в этом плане не стал исключением и обладает затягивающей атмосферой.
Сценарий фильма основан на пьесе Джона Уайтинга, в основу которой легло произведение «Луденские бесы» английского писателя Олдоса Леонарда Хаксли. Нельзя не отметить, что художником-постановщиком был назначен Дерек Джармен.
Сюжет переносит зрителя в XVII век. Францию, город Луден. После смерти губернатора власть переходит в руки к отцу Урбену Грандье. Несмотря на свои радикальные убеждения и неоднозначную сексуальную жизнь, Грандье пользуется популярностью в народе. Сестра Иоанна, настоятельница женского монастыря, одержима и жаждет связи с Грандье. Получив отказ, она решает отомстить ему. Сестра обвиняет преподобного в колдовстве.
Урбен Грандье французский священник, обвиненный в колдовстве, поклонении дьяволу и ритуальных убийствах, привлек внимание многих деятелей культуры, среди которых не только Олдос Хаксли, но и Александр Дюма-старший и Жюль Мишле. Дюма посвятил ему повесть и пьесу, а Мишле писал о луденских одержимых.
В романе «Сен-Мар» Альфреда де Виньи главный герой, оказавшись в Лудене, попадает на суд и казнь Грандье.
Что касается Олдоса Хаксли, то он изучал аутентичные документы и биографию Урбена Грандье. Изучение жизни Грандье привело авторы к написанию книги «Луденские дьяволы», которая была адаптирована для сцены в 1960 года и послужила основной сценария к данному фильму. Кроме того, нельзя не отметить, что в 1969 году по мотивам произведения Хаксли была написана опера «Дьяволы из Лудена».
Кен Рассел снял неоднозначный фильм с неоднозначными персонажами. Монахини-урсулинки, оказавшиеся в стенах монастыря далеко не из-за своих убеждений, а по более простым причинам, полны энергии, которая ждет шанса выйти наружу. Режиссера интересует фигура сестры Жанны, имеющей определенные физические проблемы, ведущие далеко не к кротости, а к агрессии
Прислужники здесь преуспели в умении фабриковать дела, подставляя простых людей. Кажется, что тема эта весьма избита, но режиссер старается вскрыть мельчайшие винтики аппарата подавления, где разные ветви власти идут единым путем.
Примечательно, что даже в изложении Хаксли Грандье не вызывает сильного сочувствия. Авторы больше всего интересует драма Иоанны. Рассел, сделавший основой произведение Хаксли, тоже интересуется деяниями сестры, однако временами переключает зрительские внимание на лжесвидетелей и обвинителя. Немаловажным становится безразличие и пугающая власть кардинала и короля.
Рассел воспринимает процесс как театральную постановку, в которой уже все решено, а остальное нужно лишь для того, чтобы дать народу зрелищ.
Всё началось еще в XVII веке с "Дела одержимости Лоудена" и предшествующих ему событий.
Лоудун, Королевство Франции 1634 год, церковный судебный процесс о колдовстве, над "одержимыми бесом" урсулинками Луденского монастыря, в результате которого был приговорён к пыткам и сожжению аббат Урбен Грандье.
На основе этих событий и эпидемии чумы 1632 года, Олдос Хаксли написал научно-популярный роман "Луденские бесы" (1952), на основе которого в свою очередь, Джон Уайтинг написал пьесу "Дьяволы" (1960), которую и экранизировал с одноименным названием Кен Рассел (1971).
Отличный образец религиозной драмы, замешанной на зависти, похоти и любовной одержимости. В общем и целом фильм понравился, но то, что это пьеса чувствуется, пафосность на грани гротеска.
История сама по себе очень интересная. Яблоком раздора в данном случае являютсякрепостные стены города Луден, как символ и гарант независимости горожан. После того, как от чумы умирает губернатор, городом управляет священник собора св Петра, Урбен Грандье. У фильма серьезная идейная основа, стильные декорации, хорошо прописанные диалоги, но есть и безобразные, уродливые сцены жестокости. Грандье в исполнении брутального, с бешеной энергетикой Оливера Рида просто шикарен. Ванесса Редгрейв, даже несмотря на горб её персонажа, выглядит великолепно, безусловно она самая интересная женщина в фильме.
Кену Расселу респект!
Фильму - твердая десяточка!
вполне подходит под современные реалии