Монстр с обаятельной улыбкой
Фильм достаточно старый, 1974 года, казалось бы, времена бесповоротно изменились и ничего общего не найти. Да, в нашем бурном 21 столетии найти такую инфантильную 31 девственницу кажется невозможным, но факты семейного насилия свидетельствуют об обратном. Домашний халат способен преобразить даже самую яростную феминистку в покорную рабыню.
Итак, Марта – та самая девственница, прожившая все свои немало лет под крылом родителей, она обожает отца и очень беспокоится о матери. Весь этот образ...
Читать полностью
Фильм достаточно старый, 1974 года, казалось бы, времена бесповоротно изменились и ничего общего не найти. Да, в нашем бурном 21 столетии найти такую инфантильную 31 девственницу кажется невозможным, но факты семейного насилия свидетельствуют об обратном. Домашний халат способен преобразить даже самую яростную феминистку в покорную рабыню.
Итак, Марта – та самая девственница, прожившая все свои немало лет под крылом родителей, она обожает отца и очень беспокоится о матери. Весь этот образ идеальной семьи разлетается на куски со смертью отца. Оказалось, мать, которой Марта посвящала столько времени, отказываясь выйти замуж, презирает ее. Мать всю жизнь врет дочери, дочь врет сама себе. К ее 30 годам у нее все ненастоящее – со смертью отца оголилось все то, что такими стараниями маскировалось все эти годы. Мать-алкоголичка терроризирует ее, отказываясь от ее опеки и одновременно не отпуская ни на шаг. Ее босс и по совместительству постоянный жених, предпочитает ей коллегу. Все подруги замужем, а она все ждет принца…
Мимолетная встреча в Риме с красивым подтянутым арийцем, как ни странно, имеет продолжение. «Это судьба» – думает Марта, «это судьба» – уверен зритель. И пускай ухаживание его весьма странные, но все же он джентльмен, он хочет жениться. Марте еще крупно повезло, что со своей внешностью ей удалось увлечь такого видного жениха. Да, интерес Хельмута к необаятельной тощей некрасивой, да и уже не такой молодой Марте вызывает удивление. Но тем ни менее она таки добилась своего, и вот оно прекрасное замужество.
Респектабельный инженер, который способен очаровать любое общество, дома становится зверем, а его очаровательная, белоснежная улыбка за закрытыми дверями становится настоящим оскалом. Он не преследует никакой цели, кроме наслаждения своих садистических наклонностей. У меня сложилось мнение, что мозг Хельмута настолько заполнен формулой идеального цементного раствора, что для гуманизма и человечности просто не осталось места. Он не испытывает ненависти, ему чужды все чувства кроме похоти и садизма.
Он действует методично и четко все время отсекая жену от мира. Мать он объявляет невменяемой, новый дом, новая мебель, никакой работы, детей и домашних животных. Телефону тоже не место в доме. В доме должна неотлучно находиться только Марта с единственной дозволенной пластинкой и одной книгой о цементном растворе.
Как долго можно выдержать такой режим вы узнаете сами. Единственное, что хочется отметить, фильм действительно заставляет думать и приглядываться к тем, кто находится с тобой рядом. Так что от анализа собственной жизни после просмотра вам не уйти. Фассбиндер очень правдоподобно показал отношения «тиран-жертва». Фильм показывает как удивительно мягко, без рукоприкладства и громких криков можно медленно уничтожить человека. Очень хочется верить, что все происходящее на экране никогда не коснется ни тебя, ни твоих близких. Но как узнать – сбудется ли фраза «жили они долго и счастливо»?..