Никто не любит честных копов
Всякий раз, пересматривая фильм, мы рискуем – рискуем обнаружить, что кино не так увлекательно, талантливо, напряженно как нам казалось. Что поделать, воспоминания лгут. Однако порой оказывается, что фильм куда лучше и многогранней, чем помнишь.
Фильмы с Жаном-Полем Бельмондо я пересмотрел еще в детстве. Это были мои первые боевики, задолго до того как я узнал о существовании Сталлоне и Шварценеггера, а Бельмондо – моим первым героем. Он был непобедим, остроумен и всегда играл по своим...
Читать полностью
Всякий раз, пересматривая фильм, мы рискуем – рискуем обнаружить, что кино не так увлекательно, талантливо, напряженно как нам казалось. Что поделать, воспоминания лгут. Однако порой оказывается, что фильм куда лучше и многогранней, чем помнишь.
Фильмы с Жаном-Полем Бельмондо я пересмотрел еще в детстве. Это были мои первые боевики, задолго до того как я узнал о существовании Сталлоне и Шварценеггера, а Бельмондо – моим первым героем. Он был непобедим, остроумен и всегда играл по своим правилам. Каждый фильм с его участием был событием: невиданные погони, перестрелки, запутанные сюжеты, ну и разумеется очень красивая дама в беде.
«Вне закона» - классический боевик «с Бельмондо», снятый одним из лучших режиссеров «полицейского» кино Жаком Дерэ. Бельмондо играет комиссара полиции Жордана, решившего во что бы то ни стало расправиться с крупным наркобароном Микаччи. Как и большинство сыгранных актером персонажей, комиссар не блещет ни тактом, ни политкорректностью, носит потертые джинсы, размахивает табельным оружием направо и налево, бьет подозреваемых, а партию захваченных наркотиков не сдает, как положено, в полицейский участок, а запросто выбрасывает в океан.
Естественно, Жордана терпеть не могут. «Вы ведете себя как маргинал, а не как комиссар полиции!» - возмущается его босс. Отсюда и название фильма «Le Marginal» («Маргинал»), которое у нас превратилось во «Вне закона» (где наш герой рискует оказаться в случае, если его все же лишат полицейского значка). Впрочем, зачем же лишать значка, если можно перевести в богом заброшенный участок, разбирать дела о мелких кражах? Но разве Жордана такие мелочи остановят?
Несмотря на то, что сюжет у фильма не просто «классический», а замыленный до невозможности, «Вне закона» оказался куда более интересным, чем он мне помнился. «Полицейское» кино снимать трудно: уже по определению, в фильмах этого жанра должен быть набор определенных клише. Обойтись совсем без них нельзя, ведь тогда кино о копах уже и не кино о копах, но если следовать им слепо и без огонька, зрители просто умрут со скуки. Жак Дерэ и Жан-Поль Бельмондо не зря считаются мастерами своего дела: «Вне закона» настолько ярко срежессирован и сыгран, что даже клише оживают.
Сценаристам отдельное троекратное «Ура». Действие развивается быстро, четко и непредсказуемо (увидеть комиссара полиции, швыряющего наркотики за борт, я точно не ожидал, даже при том, что когда-то фильм уже смотрел).
Особенно мне по душе свойственный детективным лентам французского производства взгляд на полицейскую реальность: все продается и все покупается, шефы полиции давно уже защищают не рядовых граждан от наркоторговцев, а наоборот, честностью многого не добьешься (разве что пули в лоб или увольнения по сфабрикованному делу). Взгляд, конечно, циничный, зато куда более искренний, чем эпические произведения о неподкупности полиции. При этом французам каким-то образом всегда удавалось снимать невероятно стильное и лиричное кино о самой темной и грязной стороне жизни, и «Вне закона» - один из лучших образцов жанра.
«Le Marginal» умудряется быть невероятно красивым кино о невероятной подлости и низости людей, а Бельмондо – супер полицейским, но с отличным чувством юмора и без излишней помпезности. Это отнюдь не тот случай, когда фильм стоит посмотреть лишь для того, чтобы «вспомнить молодость». «Вне закона» конечно же навеет на вас ностальгию, но смотреть его стоит просто потому что это чертовски отличное кино (думаю, именно так выразился бы комиссар Жордан).