Особые отношения в особых головах.
Аннотация, как часто бывает не о том. Хотя, возможно, её составитель хотел только запутать зрителя и не раскрывать «спойлер».
Чрезвычайно любопытный фильм, которого, признаться, не ждал, от женщины - постановщицы. Не потому, что
Жанна Лабрюн дама, а потому, что, прославившись сценарием к
«Вателю» до этого фильма с
Юппер, она ставила, насколько мне и французскому словарю известно, в основном, короткометражки. И не слишком оригинальные. На этот раз, заручившись помощью начинающего сценариста...
Читать полностью
Аннотация, как часто бывает не о том. Хотя, возможно, её составитель хотел только запутать зрителя и не раскрывать «спойлер».
Чрезвычайно любопытный фильм, которого, признаться, не ждал, от женщины - постановщицы. Не потому, что Жанна Лабрюн дама, а потому, что, прославившись сценарием к «Вателю» до этого фильма с Юппер, она ставила, насколько мне и французскому словарю известно, в основном, короткометражки. И не слишком оригинальные. На этот раз, заручившись помощью начинающего сценариста и актера Ришара Дебюсна (он же сыграет в фильме роль единственного не сошедшего с ума от денег или работы психиатра), Жанна Лабрюн сделала крепкий оригинальный сценарий и удачно воплотила его на экране.
Этот полнометражный фильм (опять же, с какого-то «бодуна» переведенный, как «Особые отношения», когда фильм явно называется, если разобраться в жаргонизмах, «Спецкурс для головы (психики»), я очень рекомендую посмотреть. Не только поклонникам и поклонницам Юппер хотя Великая актриса, как всегда, своей небывало утонченной игрой поднимет своего персонажа на такую высоту, что каждая (каждый) сможет узнать в ней если не подружку, то знакомую, или даже прочувствовать проблемы Алисы, как свои собственные.
Изабель Юппер, сегодня пожалуй, единственная актриса, к которой подходит устаревший, но весьма часто употреблявшийся в первой половине 20 века и столетиями ранее к театральным актрисам, эпитет «божественная»!. В оном из недавних интервью её назвали «идолом» или даже «иконой» - но в живом лице Изабель, в её нервных пальцах, которыми она способна рассказать целую историю (как и происходит и в «Особых отношениях» «Спецкурса», когда её героиня, элитная проститутка Алиса, чувствуя себя несколько не в своей тарелке, пытается узнать у профессора психоаналитика, какие именно проблемы и страхи его беспокоят. Без этого ей ему не помочь!
Что все психоаналитики хорошо зарабатывающие психи, думаю, знает уже половина земного шара (вторая половина к ним просто не ходит). Но вот то, что умная, красивая проститутка, предоставляя оригинальные методы релаксации, усиливая их при этом физиологическим воздействием, тоже способна привести клиента к катарсису, «выковырять из танка» замкнутости и возродить в человеке интерес к жизни, победив его закомплексованность и тайные страхи, сейчас забыли. Ибо профессия не престижна и «унижает женское феминистическое достоинство».
Зато б этом хорошо знал Бунин и многие другие классики. А вот теперь вспомнили Жанна Лабрюн и Р. Дебюсн и кто же, кроме Юппер, в свои почти шестьдесят играющую сорокалетнюю Алису, смог бы им помочь?
Начинается фильм даже забавно: на ненавязчивом сравнении методов работы двух героев, которым вскоре будет суждено встретится.
И к Алисе, и к профессору Ксавье Деместру (Були Ландерс с роскошной бородой и внушительным пузом, на котором лежит дорогой галстук) приходят самые различные клиенты. И оба, для начала, их внимательно выслушивают, предпочитая молчать и делать выводы. Профессор: какой гонорар назначить, а Алиса при помощи какой «ролевой игры» помочь. Но и она не бессребреница, только вот гораздо меньше защищена от реальных психов, которые порой приходят на садо-мазо игры с подчинением. Впрочем. Алиса за себя постоять способна, а вот профессор Деместр, оказывается, нет. Он слишком многим не в силах помочь, ему не хватает «позитивного взгляда» (которым не обделена героиня Юппер), и вот один за другим пациенты заявляют Деместру: «когда я пришел в к вам, я чувствовал себя самым несчастным, но теперь понимаю, что вы еще несчастнее меня, хоть я и по-прежнему готов сбросится с крыши!». Те, кто хоть что-то знают о психологии, понимают, что это значит для профессионала (а Деместр считает таким себя, а не прозябающего в государственной клинике Пьера Кассаня (Ришар Дебюсн)). Он уходит от жены, отказывает половине пациентов и по совету одного из них «идет лечится» к Алисе.
Почему у Алисы с ним ничего не получится? Не хватит «профессионализма» ей, или Деместр все же достаточно профессионален, чтоб разгадывать её «психологичные» подходы?
Как бы там ни было, но теперь уже Алиса идет на прием к «неудачнику» Кассаню (он же автор сценария Р. Дебюсн) и этот вечно занятый врач реально помогает ей. Причем, что мне понравилось, почти в стиле тех лет, когда «психоаналитика» считалась наполовину жульничеством: «если ты ощущаешь неудовлетворенность и проблемы, с которыми не в силах понять, как справиться, сперва смени вид работы (а наша Алиса не просто шлюха и самоучка-психолог. Она еще и искусствовед), и вкалывай, пока всё не пройдет.
Ну а Деместр, чтоб примирится с женой наивно использует «наработки» Алисы. Что выйдет у всех четверых за кадром, но фантазировать-то ничто не мешает!