Построение рая в отдельно взятой долине.
Отбросив, - в который раз! – странное удивление названием кинокартины (какие крестоносцы во времена Тридцатилетней войны, вам же ясно написано на чистом импортном языке: «Последняя» – в крайнем случае – «Укромная долина!»), горячо рекомендую его всем любителем исторических фильмов.
Нет, не так! В наше время, после «Историй рыцаря и другого фантастического Гладиатора», писать надо так: рекомендую всем любителем приближенных к историчности «исторических фильмов».
Блестящий писатель...
Читать полностью
Отбросив, - в который раз! – странное удивление названием кинокартины (какие крестоносцы во времена Тридцатилетней войны, вам же ясно написано на чистом импортном языке: «Последняя» – в крайнем случае – «Укромная долина!»), горячо рекомендую его всем любителем исторических фильмов.
Нет, не так! В наше время, после «Историй рыцаря и другого фантастического Гладиатора», писать надо так: рекомендую всем любителем приближенных к историчности «исторических фильмов».
Блестящий писатель Джеймс Клайвелл (наиболее известный у нас по роману и сериалу «Сегун», но написавший еще около 10 великолепных романов и еще больше – сценариев для исторических кинокартин), на этот раз выступил и в роли режиссера-постановщика. Ему удалось собрать неплохих для того времени звезд П. Оскарссана и Флоринду Болкан даже на роли второго плана, а на главных героев – странствующего учителя Вогеля и безымянного капитана наемников играют и вовсе удивительные в столь малобюджетном проекте звезды первой величины Майкл Кейн и Омар Шариф.
Именно между ними – на взгляд неискушенного зрителя, между «странствующим учителем Вогелем» и суровым капитаном наёмников в блистательной подаче Майкла Кейна и должен бы происходить основной конфликт этого художественного произведения (я намеренно употребил такое слово – это и художественный фильм, и рассказ, и простенькая притча, и любовная история, и, – благодаря вниманию Клайвелла к деталям, – серьёзное историческое исследование). Но нет, сперва, конфликт, действительно, развертывается на уровне «герой» (протагонист Омара Шерифа, не приемлющий убийств) против «героя» («антагонист»-капитан, получивший закалку и воспитание в циничном горниле войны «всех против всех»). Капитан привел своих «благородных мушкетеров» (да, где-то гламурные Д‘Артаньяны, а в Германии – вот такие вот банды) в единственную нетронутую всеобщим безумием войны долину с богатым селом и парой хуторов, чтоб банально дать отдохнуть бойцам, дать им потрахаться с пейзанками, ограбить их мужчин, да и чудом сохранившееся в деревне стадо – в то время как по всей Германии уже не стесняясь жрут человечину, - это такое богатство… как и в наше время, впрочем, когда все, не стесняясь, жрут странные продукты с ГМО.
Но не приемлющий убийств Вогель выдвигает альтернативу – показавшуюся интересной всем, кроме несколько более умного, искушенного жизнью Капитана, – не грабить долину, а охранять её. Дать ей справедливые законы, вместо грабежа – налоги, вместо вечной войны всех против всех – дать бой окружившему деревню ворью, не подпускать никого к последнему оставшемуся островку нормальной жизни. Даже для самых огрубевших, наиболее уставших от войны солдат этот план вполне приемлем. Конечно, находятся фанатики – а напомню, притянуть за уши название «Крестоносцы» к «Последней Долине» удалось лишь потому, что в Германии тех лет шла религиозная война, и новоявленные завшивевшие «крестоносцы» подумали, что именно в этой затерянной долине. Последней. Не тронутой войной, их отряд воистину ждет цель всякой религиозной войны – «Царствие Небесное».
И только мудрый Капитан сомневается в глубине души. При всем уважении к Омару Шерифу, Кейн «перетягивает» на себя внимание, лишь появляясь в кадре (вероятно Клайвелл это тоже почувствовал, для чего и отправил его за пределы Долины лично). Его герою, в общем-то, несмотря на благородное происхождение, давно плевать на присяги (хотя в финале он неубедительно говорит о вассальной верности), но, как «тёртый реальной жизнью» человек, он понимает: охватившее страну безумие достанет и его, и его отряд, и «непричастных» жителей деревни и даже «постороннего» Вогеля и здесь, в этой последней долине. И оставшееся время мы наблюдаем за конфликтом. Когда протагонистом обоим героем выступает сама Жизнь, не собирающаяся дать им построить «рай в отдельно взятом регионе», вопреки жизненным законам.
Высшая рекомендация всем любителям подлинно исторических фильмов.
Но, что любопытно, зайти посреди белого дня в подвал данного фильма собирался вот в какой связи. Вышло так, что коли уж комментируемое кино стало фактом моего сознания, то и пораскинулось мозгами (слава Богу, пока не в буквальном значении), результатом чего стало такое ощущение. Припомнился канадско-ирландский сериал «Викинги», который смотрел давным-давно ещё в прошлой жизни по телевизору. Так вот там (по крайней мере согласно тому барометру, показания которого и вспоминаются) игра мифического, религиозного, политического регистров мышления показана интересно. В «Седьмой печати» Бергмана прикосновение к религиозной проблематике также интересно. И однако, как говорят чукчи, раз два и обчелся. Больше не смог вспомнить продуктов популярной культуры, где бы хорошо рисовалась религиозная или околорелигиозная темы. В указанной связи и вздумалось спросить, а как в этом плане обстоят дела у loveaction resist?
На всякий случай для модераторов: уважаемые господа, прошу не счесть за оффтопик, ибо комментируемое кино почиет на лоне именно мифа, религии и политики, любые созерцания зрителей в котором будут только способствовать продуктивности восприятия и обсуждаемого фильма.
P. S. А по этому аспекту: «Опять же Фогель наоборот совершенно не меняется и выживает в отличии от Капитана, хотя он и не свершает свою работу, священника убивает не он, не он ему противостоит» - есть вариант присовокупить: «Не говори: я отплачу за зло; предоставь Господу, и Он сохранит тебя». Прит. 20, 22; или притчу про даоса, реку и труп. На паре Капитан-Фогель как бы разыгрывается мотив адаптация vs «на всяком месте в Духе и Истине». «Как бы» - потому что Фогель - это просто-напросто чуть более глубокий пласт адаптации.
Давно не видел каких-то таких пронзительных фильмов на тему, может быть Слово Ordet 55г. Дрейера или Жертвоприношение Тарковского, Суд над богом (бибиси 2008) Пятая печать (Золтана Фарби), может Небо над Берлином хотя я его давно смотрел, Моя ночь у Мод (там вроде про пари Паскаля) Молчание Скорсезе было ничё так, Млечный путь Бунюэля.