«Дать Шабролю два барана – он изрядно пошутил!»
Трудно поверить, что кинокартина с таким инфернальным названием, как
«Ад» и довольно трагичным повествованием (сумасшествие и так далее), может стать объектом шуток режиссера-постановщика. Тем не менее: Клод Шаброль плевать хотел на все законы киноискусства и пошутил в этом фильме даже дважды (если не все три раза). Довольно изящно отчего зрители не всегда различают его иронию, и поэтому рейтинг у фильма неоправданно низкий. Но я попытаюсь привести те места, где в этом мрачном фильме
Шаброль...
Читать полностью
Трудно поверить, что кинокартина с таким инфернальным названием, как «Ад» и довольно трагичным повествованием (сумасшествие и так далее), может стать объектом шуток режиссера-постановщика. Тем не менее: Клод Шаброль плевать хотел на все законы киноискусства и пошутил в этом фильме даже дважды (если не все три раза). Довольно изящно отчего зрители не всегда различают его иронию, и поэтому рейтинг у фильма неоправданно низкий. Но я попытаюсь привести те места, где в этом мрачном фильме Шаброль шутит. Даже рискну доказать, что шутит он не столько над зрителями сколько над собой и судьбой пары. А может, он зная о планах коллег, «загодя подшутил» над коллегой по творческому цеху, Клодом Сотэ, снявшим свой гениальный фильм «Нелли и месье Арно» в 1998 году.
После «Нелли и месье Арно» зрители спорили не сглупила ли героиня Беар, отказавшись от жизни с престарелым, но обеспеченным и жутко интересным мсье Арно?
Я не щучу во французской прессе (интернет был в зачаточном состоянии и во Франции в 1998) развернулась настоящая дискуссия: что было бы, останься она с месье Арно? Что было бы, выбери Нелли твердо Грегуара? (концовка у картина Клода Сотэ неоднозначна). Не ожидала бы молодую пару судьба Поля и Нелли из вышедшего ранее «Ада» Шаброля?
И вот, спустя пять лет Оливье Ланглуа экранизирует «маленького человека из Архангельска» (фильм «Мсье Жозеф»), сюжет которого, напомню, закручивается вокруг жизни молодой девушки с престарелым богатым торговцев антикваром (всё кончается трагически для старика), а вновь киноманы вспоминают снятый парой лет ранее «Ад» Шаброля.
Если Шаброль наверняка знал, что Соте снимает Беар в «Нелли и мсье Арно» и мог позволить себе «художественный контрдовод» в виде собственной картины, то о фильме Ланглуа, он, конечно, не мог и догадываться. Тем не менее внимание, я считаю этот момент первой шуткой гения, - в кинокартине «Ад» после свадьбы Нелли (та же Нелли?!) Эммануэль Беар и Поля Франсуа Клюзе, ТОЖЕ проходит именно пять лет. Как и временной разрыв с «мсье Жозефом». Причем внимание! об этих пяти годах ни Шаброль, ни его герои нам абсолютно ничего не рассказывают. То есть, складывается не слишком лестное для этой Нелли впечатление. Её муж, как проклятый, работал над их новым гнездышком, ИХ отелем, их семейным бизнесом, и довел себя этой работой до нервного срыва уж точно, а как выяснится позже и до безумия. А она? Она, похоже, занималась исключительно кормлением и мытьем ребенка, всё свободное время скачкам, массажисткам и инструкторам по водным лыжам. И тому, кто закричит: «все было не так, она была занята тем, что любила Поля!» - подкрепить свои слова будет нечем. Даже таблетки «от нервов», прописанные Полю семейным врачом , Нелли впихивает в него. как аспирин. И сама не знает, что за лекарство такое: « возьми еще твоё снотворное!».
Но вот Поль закончил строить дом и бизнес, у Нелли подрос сынок, оба обнаружили, что у них масса свободного времени. И начался ад, давший название фильму. Слишком они были уверены в своей любви друг к другу, слишком мало интересовались эти пять лет, чем живет «вторая половинка»
Тут Шаброль выкидывает второй фокус, полностью становясь, как галантный француз, на сторону женщины. Не «в лоб» упаси Боже! Он делает это очень хитро, начиная показывать героиню Беар не такой, какая она есть на самом деле (в итоге сложно понять какая Нелли в подлинной реальности!), не такой, какой её «видит камера» нормального оператора, а такой, какой её видят «камеры глаз» уже подступившего к безумию мужа. Картинка получается порой сюрреалистическая. Зрители, будьте бдительны, начиная с середины кинокартины: Нелли будет меняться неуловимо от просто девушки в плохом настроении, до коварной обольстительницы, которой её начинает все больше видеть Поль Франсуа Клюзе.
Конечно, актерам, играющим главные роли, здоров подыгрывают все остальные, и посетители семейной гостиницы, и Ив Верховен, и Тома Шаброль (Жюльен) в ролях гипотетических соблазненных коварной Нелли, но все же фильм триумф мастерства Эммануэль Беар и Франсуа Клюзе.
Клюзе особенно хорош в последней сцене апофеоза. Впрочем, режиссер помог, вновь пошутив полдня шутка Шаброля приходится на последние минуты картины и зритель так и не понимает: убил? Совершил самоубийство? Или в мозгу персонажа лопнул какой то давивший на важный участок тромб (ни разу не медик, не знаю, не ересь ли это с медицинской точки зрения), и вот уже Поль вновь нормален и искренне не сможет утром понять: что за «Ад» происходил с ним?
Картина многим не понравится.Многие скажут: "конца нет!".Но я бы рекомендовал смотреть . Причем после «Нелли и мсье Арно»,а, возможно, и после «Человека из Архангельска».