Танго скелетов из шифоньера
В этом году на экраны вышел сногсшибательный шедевр с названием «Август». Мне было очень любопытно мнение других, ведь я ожидала увидеть лестные оды создателям, но наткнулась на недоумении зрителей, которые заявили, что так понравившийся мне фильм и в подметки не годится какой-то ленте «Торжество» якобы знаменитого режиссера Винтерберга. Я свои ошибки и незнание чего-то не скрываю, не считаю постыдным что-то упустить, поэтому, взяв себя в руки от негодования, нашла этот шедевр и...
Читать полностью
В этом году на экраны вышел сногсшибательный шедевр с названием «Август». Мне было очень любопытно мнение других, ведь я ожидала увидеть лестные оды создателям, но наткнулась на недоумении зрителей, которые заявили, что так понравившийся мне фильм и в подметки не годится какой-то ленте «Торжество» якобы знаменитого режиссера Винтерберга. Я свои ошибки и незнание чего-то не скрываю, не считаю постыдным что-то упустить, поэтому, взяв себя в руки от негодования, нашла этот шедевр и посмотрела.
Сюжет: обычное празднование шестидесятилетия, торжество – одним словом. К Хельге Клингенфельду в шикарный особняк съезжаются родственники, друзья и знакомые. С ходом повествования, зритель понимает, что у него четыре ребенка – первая пара, близнецы, присутствуют не в полном складе – дочь покончила с жизнью, а сын, успешный мужчина, приехал, но не с благими намерениями. Младшая дочь немного нервничает из-за происхождения своего кавалера (он афроамериканец), а младший сын во всю прыть пытается показать, как он вырос и насколько он готов помогать отцу в его бизнесе – вполне обычная обстановка между родителем и отпрысками. Все прошло бы хорошо, но Кристиан, старший сын виновника торжества, во всеуслышание разоблачает отца и рассказывает о его многократном сексуальном насилии, совершенным в раннем детстве над первенцами, что и стало причиной смерти Линды, его сестры-близнеца.
Персонажи: приглашенные гости ведут себя так, будто ничего не происходит, будто у них в семье бывает и похуже. Сценаристы предоставили им столько хлеба и зрелищ, что на два дня попировать хватит, а им все ни по чем. Это сначала меня взбесило, но потом я осознала, что именно так и ведет себя наше общество – никто не обращает внимания на грубость и нечестивое поведение, пока это их не коснулось, ведь легче уйти от конфликта, чем разбираться меж правыми и виноватыми. Единственное, что гостям удастся утром, так это сочинить вкусные трехслойные сплетни, которые они с восторгом разнесут по всему городу. Что касается представителей, мягко сказать, неблагоприятной семьи, то их поведение немного странное, но как бы вела себя я, например, трудно сказать. То есть, они по-своему переживают происходящее, ведь младшие дети тоже не без греха, но они и в мыслях не могли представить, что есть что-то ужасней, чем их беспорядочные связи, а мать совершенно потерянная женщина, которая, видимо, утратила свое мнение много лет назад, смирившись с происходящим.
Техника съемки: именно из-за моего желания акцентировать внимание на этой части рецензии, я, собственно говоря, ее и поделила. Ларс фон Триер и Томас Винтерберг – адепты некого кинематографического манифеста, который носит название «Догма 95» и привлекает современных режиссеров отказаться от важности техники и стилистики. Они говорят, что фильмы необходимо снимать здесь и сейчас, так сказать, без грима, дублеров и пост-продакшена. Именно поэтому фильм «Торжество» кажется таким странным и старым. Картинка не так выглядит, как мы к тому привыкли, актеры играют «чересчур» живо, дублирование ужасное (о я оригинальном языке) – все это было достигнуто с помощью ручной камеры и отсутствии спецэффектов и должного освещения.
Если вы любите экспериментировать с просмотрами разных странных («не для всех») фильмов, то кинолента «Торжество» удовлетворит ваши требования.
Датский кинорежиссёр Ларс фон Триер во время работы над фильмами «Королевство» (1994) и «Королевство II» (1997) приходит к умозаключению, что техника и стилистика менее важны и интересны зрителям, чем сюжет и персонажи. «Королевство» он снимал большей частью ручной камерой, пренебрегая традиционными правилами освещения и монтажа, результатом чего явился смазанный цвет и зернистость кадра. Этот мини-сериал стал первым коммерческим успехом фон Триера. Найденный интуитивно, этот стиль был положен в основу идей концептуального манифеста и 10 правил группы «Догма 95», созданной в 1995 году.
Манифест «Догмы» подписали Ларс фон Триер, Томас Винтерберг, получивший за фильм «Торжество» (1998) Специальный приз жюри Каннского кинофестиваля, Кристиан Левринг («Король жив» (2000)), Сёрен Краг-Якобсен («Последняя песнь Мифуне» (1998), Серебряный медведь на Берлинском кинофестивале).
Обет целомудрия
Клянусь следовать следующим правилам, выведенным и утверждённым «Догмой 95».
Съёмки должны происходить на натуре. Нельзя использовать реквизит и декорации (если для фильма необходим специальный реквизит, съёмки должны происходить там, где этот реквизит изначально находится).
Музыкальное сопровождение не должно идти отдельно от изображения или наоборот (музыка не может звучать в фильме, если она реально не звучит в снимаемой сцене).
Камера должна быть ручной. Любое движение или неподвижность диктуются только возможностями человеческой руки (фильм не может происходить там, где установлена камера; наоборот, съёмка должна происходить там, где разворачивается фильм).
Фильм должен быть цветным. Специальное освещение не разрешается (если для съёмок слишком мало света, одна лампа может быть прикреплена к камере, в противном же случае сцена должна быть вырезана).
Оптические эффекты и фильтры запрещены.
Фильм не должен содержать мнимого действия (убийства, стрельба и тому подобное не могут быть частью фильма).
Сюжеты, где действие происходит в другую эпоху или в другой стране, запрещены (действие должно происходить здесь и сейчас).
Жанровое кино запрещено.
Формат фильма должен быть 35 мм.
Имя режиссёра не должно фигурировать в титрах.
Отныне клянусь в качестве режиссёра воздерживаться от проявлений личного вкуса! Клянусь воздерживаться от создания «произведений», поскольку мгновение ценнее вечности. Моя высшая цель — выжать правду из моих персонажей и обстоятельств. Клянусь исполнять эти правила всеми доступными средствами, не стесняясь соображений хорошего вкуса и каких бы то ни было эстетических концепций.
Сим подтверждаю мой обет целомудрия.
Копенгаген, понедельник 13 марта 1995 года
От имени «Догмы 95»
Ларс фон Триер
Томас Винтерберг