Солдаты-насильники и глубокие чувства.
Режиссер фильма «Маркиза фон О», Эрик Ромер, прославился, как создатель, главным образом, глубоких картин-рассуждений на морально-нравственные темы. Как бы сказали сейчас, фильмов с синдромом ПГС (поиска глубинного смысла). Не случайно, свой путь в мире кинематографа он начал с короткометражки «Крейцерова соната». Я этого великого фильма не видел, но мне интересно, как можно создать по этому произведению Толстого именно короткометражную ленту. Впрочем, краткость – сестра таланта.
Однако, боюсь,...
Читать полностью
Режиссер фильма «Маркиза фон О», Эрик Ромер, прославился, как создатель, главным образом, глубоких картин-рассуждений на морально-нравственные темы. Как бы сказали сейчас, фильмов с синдромом ПГС (поиска глубинного смысла). Не случайно, свой путь в мире кинематографа он начал с короткометражки «Крейцерова соната». Я этого великого фильма не видел, но мне интересно, как можно создать по этому произведению Толстого именно короткометражную ленту. Впрочем, краткость – сестра таланта.
Однако, боюсь, что в этом фильме талант режиссера «Шести моральных историй» (видимо, великие кинокартины, так как их и сегодня активно обсуждают в блогах и в ЖЖ), блистает в одиночестве. А первые пятнадцать минут «Маркизы фон О» и вовсе доказывают, что таланта к съемкам батальных сцен у режиссера нет. Впрочем, если зритель перетерпит первые кадры с анекдотично-бородатыми русскими солдатушками, насилующими маркиз, и появлением их благородного командира (графа) в плаще Супермена, то дальше можно на полтора часа погрузиться в мир тончайших душевных переживаний. Переживают и страдают в этом фильме все главные герои, в основном по двум поводам. Первый: загадочная беременность молодой вдовой маркизы, которая помнит, что благородный русский граф все же не дал совершиться изнасилованию. Второй: когда граф кается, что сам овладел маркизой, в то время, когда она была в беспомощном сонном состоянии из-за действия макового отвара, все начинают страдать о том, можно ли назвать подобные отношения любовью?
И эта, вторая половина фильма, интересна уже без шуток. Тут Ромер проявляет себя во всем блеске, как мастер, способный показать самые тонкие движения души, как гений экранизации (фильм поставлен по знаменитому рассказу писателя фон Клейста) и как философ, дающий нам повод для размышлений о любви и этике. Я бы рекомендовал смотреть всем ценителям тонкой любовной драмы. Причем как исторической – очень достоверны костюмы, типична для начала 19-ого века и реакция окружающих на тот или иной поступок героев, - так и «вечной», «вневременной» трагедии любви. Не случайно фильм П. Альмодавара «Поговори с ней», повторяющий один в один сюжет Ромера, (у Альмодавара герой вступает в половые отношения не с опоенной опиумом вдовой, а с женщиной в летаргическом сне), снятый в 2002 году, и в 21 веке получил и «Оскар» и европейское признание, как «лучший фильм года». Фильм Ромера «Оскара» не получил, зато именно американский писатель, Т. Уильямс, возглавлял жюри в Каннах, присудившее этой кинокартине специальную премию. А я бы присудил и премию исполнявшим обе главные роли актерам, малоизвестные мне Бруно Ганц и Эдит Клевер просто великолепны.
Все же, лично у меня отношение к фильму скорее прохладное, хотя всем поклонникам трагических историй о странностях любви я его рекомендую. Мне же фильм показался анекдотичным в первые, «батальные», 15 минут, а в самой интересной его части – все же излишне затянутым. А порой меня терзало и страшное сомнение – правда ли, что премия досталась Эрику Ромеру за отображение глубоких чувств, а не за то, что в этой кинокартине о любви, в Каннах увидели на широком экране проклятых бородатых насильников-русских во всей красе? Глупое сомнение, конечно же. :)