«Как жгли Дом Полицейских в Америке». Или «Какое счастье, когда сжигают человека!»
- Так кричит зал во время кинохроники внутри фильма Фрица Ленга «Ярость», первой американской кинокартине о жестоком линчевании. (Если не считать более поздней, 1940 года, картины «Дорога на Санта-Фэ», в которой герой Америки Джон Браун линчует белых, чтоб те охотнее отпускали рабов на волю). Интересно, что киноленту о линчевании «толпой порядочных людей» белого парня Джо, посаженного в тюрьму по ошибке, снял именно немецкий режиссер, только что приехавший в Голливуд (ну, а честнее –...
Читать полностью
- Так кричит зал во время кинохроники внутри фильма Фрица Ленга «Ярость», первой американской кинокартине о жестоком линчевании. (Если не считать более поздней, 1940 года, картины «Дорога на Санта-Фэ», в которой герой Америки Джон Браун линчует белых, чтоб те охотнее отпускали рабов на волю). Интересно, что киноленту о линчевании «толпой порядочных людей» белого парня Джо, посаженного в тюрьму по ошибке, снял именно немецкий режиссер, только что приехавший в Голливуд (ну, а честнее – бежавший в США от ужасов нацизма). Поэтому я бы рекомендовал смотреть этот фильм всем. Особенно в связи с майданами и прочими стихийными превращениями скоплений добрых обывателей в опасную и безумную толпу.
Потрясает, как, только что выпивавшие вместе собутыльники решают «колыхнуть городком», как отец семейства бежит за топором (чтоб прорубить дверь в участок полиции) вместе с юной красавицей дочкой, которой вручает бутылку с керосином – поджечь тюрьму.
Зачем надо это смотреть, если буквально только что мы видели массы подобных репортажей? Затем, что Фрицу Лангу удалось совершить чудо. Он смог снять, одновременно, очень высокохудожественно – выходящая из проезжающей шикарной машины дама внезапно заражается общим безумием и, дико исказив лицо, бросает факел на облитый керосином подъезд участка, – и, одновременно, очень документально. Вот уставший махать топором мужик идет пожрать гамбургеров, вот пара молоденьких девочек, только что щебетавших о моде, бегут подтаскивать к зданию полиции какую-то легко воспламеняющуюся дрянь, а вот добрый отец семейства поднимает малютку повыше, чтоб и тот смог посмотреть «как сгорит Джо Уилсон» (герой Трейси). Такая документально-художественная подача материала очень впечатляет, о нынешних событиях так не снимут: нет способных на это мастеров-режиссёров. К тому же его фильм был первым, посмотрите, как люди наблюдают за горящим заживо человеком: кто-то попивает пивко, кто-то радостно молится, рядом, «под локоть» стоят добродушный быт и звериный ужас.
Однако тема «озверевшей толпы», хоть и главная, но не единственная в картине Ф. Ланга. Ведь главному герою, Джо, чудом удается спастись, всему обгоревшему и (довольно знакомо?) переломанному, когда он прыгал с крыши, и он решает отомстить всем своим убийцам. Для этого достаточно не воскресать, и минимум 22 человека повесят. Прячась, Джо едва не сходит с ума – ведь для любимой Кэт он так же мертв, как и для прокурора с присяжными… Однако, – не убили же его эти 22 негодяя, в конце-то концов? И Джо воскресает и произносит речь, которую вряд ли бы поддержали сегодня родственники действительно погибших: «Я пришел освободить этих людей, несмотря на то, что они – преступники, хотя закон и скажет теперь обратное». Подразумевается. Что он хочет остаться живым для Кэт и не хочет брать греха на душу. Но, в данном случае, подчинившись диктату хэппи-энда, бежавший из нацистской Германии режиссер оставляет открытым вопрос: «а грех ли это? И кто должен брать на себя груз наказывать?».
Надо отметить, что в описании под кинокартиной неверно указаны артисты. Вы не увидите в этом фильме игры Кейси Семашко и Энн Райан, зато насладитесь игрой Спенсера Трейси и, к сожалению, недооцененной ни в те времена, ни сейчас суперзвезды Сильвии Сидни в роли Кэт, невесты Джо.
Смотреть всем. Можно с «детьми 12+» – они и большие ужасы по телеку видели.