Бетси - автомобиль, миллионерша и… просто красавица! (Американский служебный роман).
Даже удивительно, что фильм «Бетси» - к слову, лучшая экранизация блестящего романа Гарольда Роббинса, - украшенный такими актерами как Лоуренс Оливье (напомним, именно его, а не Марлона Брандо, изначально планировали взять в «Крестные Отцы»), Томми Ли Джонс и Робер Дюваль, так мало известен российскому зрителю. «Советскому» зрителю его вряд ли и показывали, даже на элитных просмотрах: слишком много в этом «чисто американском производственном романе» неразборчивых половых отношений на грани...
Читать полностью
Даже удивительно, что фильм «Бетси» - к слову, лучшая экранизация блестящего романа Гарольда Роббинса, - украшенный такими актерами как Лоуренс Оливье (напомним, именно его, а не Марлона Брандо, изначально планировали взять в «Крестные Отцы»), Томми Ли Джонс и Робер Дюваль, так мало известен российскому зрителю. «Советскому» зрителю его вряд ли и показывали, даже на элитных просмотрах: слишком много в этом «чисто американском производственном романе» неразборчивых половых отношений на грани инцеста, мафиозных разборок и тотального диктата Больших Денег.
Будь я Верховным цензором СССР (или как называлась тогда подобная должность?), я бы непременно ставил «Бетси» в один просмотр с нашим «Служебным романом». Наш фильм – человечнее, умнее, лиричнее, а в «американском производственном романе» - куда больше динамики, цинизма, бесстыдства в выборе средств. Может, сравнивая эти кинокартины, мы бы и не проиграли идеологическую войну так быстро?
«Бетси» - не только название нового «сверхпопулярного», «чисто американского» автомобиля, который создают старейшина автомобильной корпорации, дряхлый, но своевольный старик в инвалидном кресле Хардеман Первый и бывший гонщик экстракласса Анджело Перрино. Так зовут еще и правнучку владельца корпорации (которой управляет враждебно настроенный к нему внук), - именно в честь этой милой брюнетки из колледжа (великолепная роль несостоявшейся впоследствии двадцатилетней актрисы Кэтлин Бэллер, «разменявшей свой феномен» на стопку... пардон, на роли в сериалах). Она влюблена в харизматичного гонщика, тот же, когда её отец («Хардеман Третий) начинает по непонятным причинам тормозить выпуск «великолепного автомобиля», понимает, что эта юная девочка (и завещанные ей прадедом акции!) – его билет в высшее общество промышленников. И, хотя в романе Роббиннса все эти коллизии расписаны более достоверно и детально, фильм только выигрывает от общего списка тех дам, которых герой Томми Ли Джонса покоряет на пути к вершинам: тут и бывшая жена «Хардемана Третьего» (небольшая роль, но сколько сил вложил в образ жесткого бизнесмена Дюваль!), и его же невеста… и сама Бетси, конечно!
Детективную, триллерную основу фильма составляют связи всех главных героев с мафией. Мало того, что сам Анджело (как видно по фамилии – итальянец), является внуком некоего «Крестного Отца», помогшего когда-то первому из Хардеманов урегулировать много тонких вопросов с профсоюзами и сенаторами, так и сами члены семейства магнатов не растеряли столь полезные связи.
Вот только концовка «Бетси» (фильма, не девушки) оказалась беспощадно загублена сценаристом (У. Бернстайн)… Видимо, у него открылся собственный взгляд на мораль и этику большого бизнеса. Или это Лоуренсу Оливье надоело полтора часа сидеть в инвалидном кресле, и он превратил серьезный фильм в гротеск, вскочив на последних минутах… Но фильм стоит посмотреть, чтобы, во-первых, понять, что это такое «американский производственный роман», во-вторых, затем, чтоб насладиться зрелищами автогонок, ну, а, в-третьих, - для того, чтобы перечитать (или прочитать впервые) книгу Гарольда Робертса. Сильный, сжатый, резкий роман о беспощадности Большого Бизнеса.