Имена «злодеев» не изменены, но кто злодей настоящий?
Перед нами великолепная и яркая криминальная драма про реальные события, произошедшие в США. Именно в случае с фильмом «Молли Магвайер» завлекательная аннотация «основано на реальных событиях» оправдывает себя на все сто! Судя по сохранившимся документам и доступным в англоязычной «Википедии» материалам (в нашей о католиках-подрывниках в Пенсильвании ничего нет), создатели фильма очень скрупулёзно отнеслись к воссозданию разоблачения тайной ирландской организации агентом Пинкертона. И,...
Читать полностью
Перед нами великолепная и яркая криминальная драма про реальные события, произошедшие в США. Именно в случае с фильмом «Молли Магвайер» завлекательная аннотация «основано на реальных событиях» оправдывает себя на все сто! Судя по сохранившимся документам и доступным в англоязычной «Википедии» материалам (в нашей о католиках-подрывниках в Пенсильвании ничего нет), создатели фильма очень скрупулёзно отнеслись к воссозданию разоблачения тайной ирландской организации агентом Пинкертона. И, одновременно, благодаря потрясающей игре Коннери, в первую очередь, подняли очень важный этический вопрос: если предательство совершается во имя «общественного блага», такое ли это зло?
Редкий для кинобизнеса случай – имена как главного «злодея», провокатора, защитившего Америку (как после этого он может оставаться злодеем?) и положительного героя (какой же он положительный, если мешал законному бизнесу?) в фильме не изменены. Агент Пинкертона Джеймс МакПарлан действительно внедрился в тайную организацию саботажников-диверсантов Джека Кехо (реально казненный в США шахтер-саботажник, не путать с актером Джеком Кехо, пока не казненным, из фильма «Успеть до …»), реально работал вместе с земляками в адских условиях пенсильванских шахт, возможно, по-настоящему сдружился с повешенным благодаря его показаниям Кехо. Ричард Харрис очень убедителен в роли этого «стукача». Актер раскрывает зрителю даже внутренние мучения сыщика, вынужденно стать провокатором. С одной стороны, МакПарлан решил для себя самого «подниматься по социальной лестнице» не нарушая закона, с другой – проработав пару месяцев в условиях, о которых прекрасно говорят сами герои фильма («шахтеры в любом случае движутся по направлению к аду!»), он понимает, что, НЕ нарушая законы, шансов как-то улучшить свою жизнь у его земляков нет. И, тем не менее, предает их.
Проблема фильмом поднята очень важная – для любой страны. Но для живущих на пространстве бывшего СССР зрителей, с девства слышавших об «азефовщине», эта проблема решается проще. Она не так и нова. :) Я внимательно смотрел фильм несколько раз, и убедился, что герой Харриса лишил себя права на любые «мучения» в тот момент, когда он проголосовал за убийство управляющего шахтой. Его голос был решающим, сам лидер «подпольщиков» – герой Коннери, - был против убийства. И, значит, все дальнейшие действия, приведшие к осуждению четверых человек на смертную казнь(в фильме покзали только троих), стали плодом банальной полицейской провокации.
Зато в фильме поднята более актуальная для современного зрителя тема, тема протеста. Наверняка «Молли Магвайер» посмотрят люди, любящие ходить по Майданам и иным Болотным площадям. Им понравятся зажигательные слова героя Коннери: «даже животные произносят звуки, почему же ты не возвысил свой голос в протесте, или, умея обращаться с порохом, не высказался при его помощи!». Но при этом, фильм напомнит им и о том, что Джек Кехо за всю свою жизнь не смог прочесть не единой книги, а к активизации незаконных действий его подтолкнул никто иной, как начитанный (осилил «Трех Мушкетеров»!) полицейский провокатор. И если уж в Пенсильвании в конце 19-ого века на семь протестующих приходился один агент, что же сказать о сегодняшнем дне!
Впрочем, фильм великолепен не только политической актуальностью. Радуют жесткие сцены игры в регби, по старым правилам, когда еще можно было пасовать руками вперед, и драки, в которую постоянно превращался этот «рыцарский турнир для бедноты в 19 веке. Стоит отметить и прекрасную операторскую работу. А режиссер, на мой взгляд, распорядился имеющимися в его распоряжении актерами и сценарием самым наилучшим образом. 9 из 10.