Добро пожаловать в сад извращений.
В свое время картина Михаэля Ханеке произвела эффект разорвавшейся бомбы и получила гран-при Каннского фестиваля. Но даже спустя столько лет, «Пианистка» никого не оставляет равнодушным. Это неудивительно, людей всегда притягивали будоражащие, щекочущие нервы зрелища. Однако, безусловно, этот фильм никак не отнести к массовому кинематографу – очень уж специфичный сюжет, обнажающий невиданных размеров клубок противоречий и комплексов человеческой натуры.
Как бы там ни было, но у «Пианистки» нет...
Читать полностью
В свое время картина Михаэля Ханеке произвела эффект разорвавшейся бомбы и получила гран-при Каннского фестиваля. Но даже спустя столько лет, «Пианистка» никого не оставляет равнодушным. Это неудивительно, людей всегда притягивали будоражащие, щекочущие нервы зрелища. Однако, безусловно, этот фильм никак не отнести к массовому кинематографу – очень уж специфичный сюжет, обнажающий невиданных размеров клубок противоречий и комплексов человеческой натуры.
Как бы там ни было, но у «Пианистки» нет незаслуженных наград. Актерская игра просто безукоризненна, как и работа операторов. Хочется аплодировать всей съемочной группе – настолько сильное впечатление производит фильм.
Не последнее место здесь отведено саундтрекам – произведения Шуберта и Баха исполнены великолепно. Однако, обрамление этой музыки настолько неожиданно, что может заставить воспринимать ее в несколько ином ключе.
На протяжении всего фильма перед зрителем развертывается картина постепенного зарождения, развития и кульминации пристрастий, переходящих в навязчивые желания. Желания, порой настолько невероятные, что после их реализации прежняя жизнь становится невозможной. Недаром говорят – бойся своим желаний. Режиссер разыгрывает свою карту в игре «маньяк-жертва» и вот, уже сложно разобраться, кто есть кто. И вот уже, кажется, что почти каждый здесь обладает поистине впечатляющим набором настолько мерзких особенностей натуры, насколько только можно вообразить.
Главная героиня, в довольно зрелом возрасте, все еще живет со своей матерью. Не просто живет – спит в одной постели, что кончается закономерной попыткой секса с ней. Мать, словно паучиха, сосет и сосет все жизненные соки из того кокона, которым она давно опутала свою дочь. И так же, как и некоторые виды пауков, в свое время избавилась от супруга – сбагрив его в сумасшедший дом.
Однако, все мечты пианистки вовсе не о деспотичной маман, как можно было бы подумать. Коллекция садо-мазохистских игрушек, походы в салон с порнолентами прямо указывают, вокруг чего крутятся ее мысли, в свободное от Баха время.
Примерно в середине фильма можно наблюдать, как изощренная фантазия достигает пика своей концентрации, становясь реальностью. Как результат –сцена самого депрессивного секса за всю историю кино. Парень, которого главная героиня назначила исполнителем ее прихотливого каприза, с точностью музыканта разыгрывает эту фантазию для своей возлюбленной. Такая желанная, эта мечта тут же разбивается о реальность происходящего. Которая слишком остра для того, чтобы быть наслаждением.
Эта новая реальность может быть только кошмаром. Но, может быть таким и должен быть рай извращенца? Не щадящим никого – ни влюбленного мальчишку, ни создательницу аттракциона невиданных наслаждений, ни случайных людей, оказавшихся помехой на пути гениальной до сумасшествия пианистки.
«Пианистку» можно было бы назвать почти порнографией, однако Ханеке хотел снять просто непристойное кино. Что ж, свою задачу он не выполнил –непристойность, смешавшись с таким глубоким анализом человеческой психики, перестала быть таковой. Драма, режущая сознание, словно бритва в руках героини – не проходите мимо этого кино, оно достойно быть замеченным.
Фильм «Пианистка» держит в напряжении, удивляет, поражает, порой возмущает некоторыми или слишком откровенными, вызывающими отвращение, или совершенно непонятными кадрами, производит огромное, но двойственное впечатление, вызывает множество вопросов, ответы на которые надеешься получить в финале.
Но фильм неожиданно обрывается, и остаёшься сидеть в смятении, в оцепенении, совершенно подавленный, не понимая, что же хотел автор этого сверх оригинального фильма-драмы, где грубо и откровенно, но предельно честно и реалистично рассказал историю пианистки и юного, влюблённого в её отрешённую маску, студента Вальтера, сказать, какую мысль хотел донести?
О том, что от одиночества, безысходности, находясь до сорока лет в беспрекословном подчинении деспотичной матери, годами подавляя свою сексуальность, под действием необузданных фантазий после просмотра порнофильмов женщина может, постепенно сходя с ума, превратиться в извращенку, в психопатку-монстра? Или это фильм противопоставление между высоким и низменным? Противопоставление внешней сдержанности и академической строгости Эрики и бурлящем внутри неё вулкане диких страстей? Или о том, что надо владеть своими страстями, иначе страсти овладеют твоим разумом? Или здесь поднята проблема взаимоотношений одинокой матери и единственного ребенка, о превращении в больную, несчастную женщину, с изуродованной, благодаря матери, психикой и с извращёнными понятиями о сексе?
А удар ножом в грудь? Чтобы унять нравственную боль, она сознательно причиняет себе боль физическую?
А её уход? Это опять уход ото всех, опять в одиночество?
Поступки и реакции героев поразительно реалистично воспроизведены, игра актёров гениальна.
Хотя фильм и оставляет после себя вопросы и недоумение, но он смотрится с небывалым интересом, даёт почву для размышлений, поэтому его надо смотреть обязательно.