Муза-отцеубийца или фильм вне морали.
Очень интересный фильм Шаброля, снятый об очередной реальной преступнице. Но если Лиззи Борден стала «культовой фигурой» для миллионов обывателей, то юная Виолетта Нозьер – для избранных, для эстетов и утонченных поэтов. Великий сюрреалист Андре Бретон (кажется, Шаброль мельком показывает его образ в кадре), посвятил ей поэму, ей писали стихи мастера, размышляли о судьбе Виолетты в своих романах «элитные литераторы». Всех этих талантливых людей – современников убийства, - подтолкнула к...
Читать полностью
Очень интересный фильм Шаброля, снятый об очередной реальной преступнице. Но если Лиззи Борден стала «культовой фигурой» для миллионов обывателей, то юная Виолетта Нозьер – для избранных, для эстетов и утонченных поэтов. Великий сюрреалист Андре Бретон (кажется, Шаброль мельком показывает его образ в кадре), посвятил ей поэму, ей писали стихи мастера, размышляли о судьбе Виолетты в своих романах «элитные литераторы». Всех этих талантливых людей – современников убийства, - подтолкнула к дифирамбам Виолетте не только её юная красота. Больше всего французы сочувствовали отравительнице и отцеубийстве оттого, что та пошла на преступление «в любовном ослеплении». Хотя суд так не посчитал (во Франции за «убийства на почве страсти» давали в те времена небольшие тюремные сроки, почти никогда не приговаривали к смерти) и девятнадцатилетняя Виолетта должна была закончить жизнь под ножом гильотины. Но от смерти её спасло президентское помилование, а затем, отсидев 12 лет – она не только выходит из тюрьмы, но и умудряется выйти замуж.
Интересный момент: человек, который заменил ей пожизненное заключение на двенадцатилетнее, был повешен, когда тридцатидвухлетняя красавица вышла на свободу. Это был маршал Пэтен.
А еще несколькими годами позже, уже в «голлистской» Франции, случилось нечто и вовсе неправдоподобное и невероятное, – Виолетта Нозьер была оправдана не только обществом, но и в судебном порядке. Подобного не случалось никогда ранее, и не случиться больше никогда: уголовный суд Руана (города, в котором, на минутку, сожгли Жанну д’Арк!) признал отцеубийцу и отравительницу «полностью амнистированной и реабилитированной юридически».
На этой волне вновь вспыхнувшего общественного интереса к Виолетте Шаброль и придумывает в своей картине ход с «тайной» героини: якобы отец надругался над ней, когда той было всего двенадцать лет. На самом деле, конечно, ничего такого не было – во всяком случае, на суде эта тема даже не всплывала, приговорившим проститутку-убийцу судьям было ясно, что та пошла на преступление исключительно ради денег. Но мэтру французского кинематографа захотелось элемента сказки – отсюда и «роковая тайна» Виолетты, и её, радужно показанные нам, мечты о счастливой жизни с любимым. Интересно, что «любимый» – которому, как подстрекателю и едва ли не вдохновителю (вот этот образ Шаброю удался!) грозила если не гильотина, то тюрьма, успел вовремя завербоваться в «Иностранный легион». Тот самый, из которого «нет выдачи».
Фильм абсолютно лишен привычной "морали", это кино-исследование, но его неплохо бы показывать всем «безумно влюбленным» юношам и девушкам. Потому что Шаброль мастерски – как благодаря собственному таланту, так и при помощи гениальной игры Юппер (актрисе было 25 лет, но девятнадцатилетнюю Виолетту она раскрыла на экране полностью!), – и очень талантливо показывает нам, как первая любовь превращается в полную, хуже наркотической, зависимость. Даже у проститутки. И под влиянием этой зависимости, в которой реален только объект поклонения. Даже самые близки, родные люди становятся абстрактными фигурками. Мешают торжеству «любви»? Можно и уничтожить физически, все равно реальны лишь «Я» и «ОН» (или «ОНА»).
И картину стоит смотреть даже и ради потрясающей актерской игры. Очень удачен Жак Карме в роли отца Виолетты. Роль для артиста стала знАчимой, как бы "золотой серединой", переходом от комедии в высокую драму, от ролей "мужа неудачника" (в обоих "Блондинах" с Пьером Ришаром) и мужа-негодяя-насильника (в трагедии "Дени Ланжуа"). Ну и конечно - Стефани Одран прекрасно играет мать, ревнующую к молодости дочки, а потом окончательно «отдающую её на смерть» на суде. Забавно, что и эту роль Шаброль творчески домыслил. В реальной жизни. Думается, мать и дочь были дружны, недаром после отсидки Виолетты они обе… почти одновременно вышли замуж за отца и сына Гранье (соответственно). И некоторое время продолжали жить дружной семьей.
Но Шаброля не интересовала тюрьма, и все, что случилось после. Его, как всегда, интересуют выверты психики, трагические изломы любви, превращающейся в манию. И ему удалось их исследовать. В сравнении с недавно вышедшей на экран «Лиззи Борден», фильм «Виолетта Ноьер» выигрывает глубиной, на которую Шаброль и блистательно сыгравшая Юппер погружают зрителей во внутренней мир девочки, становящейся преступницей.
Высшая оценка за всё – за сценарий, диалоги, режиссуру и игру актеров.
Фильм отнюдь не развлекательный, тяжелый – но любителям психологических драм, Изабелл Юппер и атмосферного кино – рекомендую однозначно.
К тому же в фильме совершенно невозможно понять ни причины, повлиявшие на её отношение к родителям, ни мотив преступления, ни последующая реабилитация этой лживой отталкивающей красавицы-мерзавки.
И очень удивило такое, я бы сказала, беспечное отношение к серьёзной болезни и не менее странное её лечение. И возникают естественно вопросы: «А вылечилась ли сама Виолетта? А как, зная о болезни, она продолжала интимную жизнь с Жаном и работу проститутки?»
В общем, очень много осталось вопросов без ответа после просмотра этой тяжёлой, давящей криминальной психологической драмы, которую, несмотря на это, советую посмотреть.