Захват бабла и его торжественное растранжиривание.
Если честно, мне лично не совсем понятно, почему принято считать Р. Росселини – гениальным режиссером. В плане трагедийной подачи информации или интересной раскадровки фильма, ему далеко до древнего Феллини. А, в плане социальной остроты, – и до почти современного нам Пазолини. Росселини хорошо играет с цветами своих кинопленок, но Гринуей и десятки других способны делать это лучше. Итак, прежде чем представить вам хороший фильм «Захват власти Людовиком XIV», наберусь наглости предварить...
Читать полностью
Если честно, мне лично не совсем понятно, почему принято считать Р. Росселини – гениальным режиссером. В плане трагедийной подачи информации или интересной раскадровки фильма, ему далеко до древнего Феллини. А, в плане социальной остроты, – и до почти современного нам Пазолини. Росселини хорошо играет с цветами своих кинопленок, но Гринуей и десятки других способны делать это лучше. Итак, прежде чем представить вам хороший фильм «Захват власти Людовиком XIV», наберусь наглости предварить своё мнение о киноленте «сугубым имхо»: как режиссёр, Росселлини прославился лишь одиозным «Рим – открытый город», дружбой – до последних дней! - с Витторио Муссолини, уважаемым кинокритиком и кинорежиссёром вплоть до 1997 года, и… скандальным романом с Ингрид Бергман, на которых (роман со «Звездой» и дружба с критиком никому не вредили) он, собственно, и «въехал» в послевоенный мировой кинематограф.
Тем не менее, рекомендую к просмотру его картину «Захват власти Людовиком XIV» - не только потому, что в этой киноленте (события которой, начинающиеся после смерти Мазарини) присутствуют всем нам полюбившийся Д’Артаньян и другие хорошие знакомые по Дюма (Кольбер и Фуке). Верный своему «документалистическому» прошлому, (а Росселини снял много интересных документальных лет о процветании Италии при Б. Муссолини) «маэстро» Росселини пытается нам и в самом деле показать неприглядность существования Людовика Четырнадцатого – даже более резко, чем, как догадываются историки, юный король жил после подавления Второй Фронды на самом деле.
И не беда, что Луи Четырнадцатый появляется лишь на 15 или 20 минуте картины, ерунда. Что он одет в костюмчик «мещанина средней руки», в котором постеснялся ходить бы и Планше (его в фильме нет) – король, как-никак, был фигурой публичной и до смерти Мазарини, его требовалось хотя бы уж предъявлять послам (что в таком виде совершенно невозможно). Ерунда, что этикет утреннего «одевания» короля придумал вовсе не этот парень с опухшим от пьянки лицом, а Генрих III, зато Росселини нам показывает, насколько убого жил несчастный 20-ти летний ребенок до смерти временщика-Мазарини, и как сытно и красиво он зажил потом.
Несмотря на «документальность» кадров и операторскую работу в том же ключе «документального кино», фильму верить не стоит. И Версаль из временной ставки «Анри Четвертого» был превращен в чудо света гораздо медленнее, и одевался Луи-XIV шикарно и до смерти Мазарини. Даже балеты ставил. После просмотра фильма любой знаток истории остаётся в недоумении: то ли он просмотрел не имеющий отношения в Луи Четырнадцатому политический памфлет о вреде времещиков, то ли он увидел откровенное кино на тему: Великим Королем может стать даже такой придурок, если разорит казну, которую перед этим собирали, один за другим, сразу два его Великих Министра. Напомню, царствование этого луи закончилось, тем, чем и должно было: полным оскудением казны и «техническим дефолтом» в понимании конца 17 века.
Наверное, в этом – в недоумении после просмотра, – и скрывается гений Росселини. Я не столько самонадеян, чтоб спорить с уважаемым Джонатаном Розенбаумом, обозвавшим фильм «один из величайших шедевров Роберто Росселини». Но посмотреть – исключительно любителям эпохи или Дюма – это кино будет интересно. Только я сначала советовал бы посмотреть телевизионный проект «Луи – король-дитя» (есть на сайте). Где показаны перипетии и последствия Фронды принцев, отчасти объясняющие, отчего Людовику вообще понадобилось «захватывать власть».
6 из 10