Портрет – не только рисунок
Как трудно добиться, чтобы фильм оказался успешным и с коммерческой, и с художественной точки зрения! И как трудно гарантировать, что даже с приглашением звезды из соответствующего проекта фильм не станет разочарованием. Классика – или более? Или – менее? Ведь этого добиться намного легче. Ведь для этого нужно всего лишь упустить какую-то деталь.
Увы – в представлении «высокого жюри» эта лента оказалась не такой уж высокой. Да, подняты классические темы и заявлены классические тенденции – но...
Читать полностью
Как трудно добиться, чтобы фильм оказался успешным и с коммерческой, и с художественной точки зрения! И как трудно гарантировать, что даже с приглашением звезды из соответствующего проекта фильм не станет разочарованием. Классика – или более? Или – менее? Ведь этого добиться намного легче. Ведь для этого нужно всего лишь упустить какую-то деталь.
Увы – в представлении «высокого жюри» эта лента оказалась не такой уж высокой. Да, подняты классические темы и заявлены классические тенденции – но значит ли это, что фильм достоин внимания?
Англия, 1872-й год. Изабель Арчер из тех молодых 23-летних женщин, которым не свойственно терять рассудок и самообладание. К своему пожилому дядюшке она приезжает просто в гости. Перед смертью он успевает завещать солидную часть капитала именно ей – а это 70 тысяч фунтов. Изабель окружена сразу тремя целеустремлёнными воздыхателями, она даёт отказ на все предложения о замужестве. Когда есть стабильность и нет нужды рассчитывать только на мужа как на добытчика средств – хочется увидеть мир и его красоту, а потом уже заковать себя в это странное изобретение под названием «брак».
Аристократ Гилберт Осмонд встречается ей на пути, и по непонятному стечению обстоятельств находит подходящий ключик. Несостоявшийся художник, ведущий затворнический образ жизни, оказался интересен недоступной богачке. Он смог выдать признание в любви, которое трогает ее и спустя недели она оказывается в таком волнительном состоянии, что при воспоминании о случайном спутнике остаётся без чувств. Но значит ли это, что и в семейной жизни избранник окажется белым и пушистым?
Джейн Кэмпион, женщина-режиссёр, сумевшая отвоевать «Золотую пальмовую ветвь» Каннского фестиваля, была одной из самых ожидаемых целых четыре года. Да и как иначе, ведь каннские победители могли взяться только за работу крупного масштаба. Амбиции, опутывающие экранизацию «Портрета леди», были вполне оправданы. В 1881 году вышел роман Генри Джеймса, который надо было поставить как положено – пафосно и искренне одновременно. Женский характер – конечно, тема не из лёгких, к тому же, когда речь идёт о ком-то, кто уже отвоевал свою награду. Характер должен быть и глубоким, и обрамлённым неразрушаемыми стенами. Героиню ждёт развитие, неизвестно – пойдёт оно вверх или вниз. Нравственность – куда же от неё деться в мире страстей, описанных в романах. Похвально стремление режиссёра разнообразить сюжет – похвально, но не является оправданным. Кому предназначалась свалившаяся с неба порнографическая зарисовка? Высокому жюри? Не сработала уловка. Да и звёзды, которым навязали, что они богинеобразно красивы, не смогли перенести акцент на ту духовность, которую представляют в романе. Всё же, роман рассчитан на чтение, а не на раскрученность звёзд.
Многие важные моменты выкинуты. Насколько это этично? Если бы фильм оказался ближе зрителю – и изуродованный сюжет можно было бы оправдать. Увы – современные представления об образе обманутой женщины явно победили атмосферу романа. В итоге получилось нечто пустотелое – конечно, с яркими пятнами, но не на века, как можно было ожидать. Очевидно, современные метания и так слишком напичкали кинематограф – в общем, картина провалилась, и зритель прав, когда кличет её картиной на разок.