Война развязана: страдают дети
В центре киноповествования – история москвички Ксении. Личная жизнь не удалась: одна растит сына, работа – дом… Встреча с банковским служащим Егором, казалось, должна в корне изменить судьбу. Молодой человек хорошо зарабатывает, культурный, вежливый. Но что-то не так… Возможно, отсутствие взаимопонимания отчима и пасынка тому причиной. Ксения не может разобраться.
А в это время служащий в Грузии в составе российских миротворческих войск отец Артема активно приглашает сына на отдых. В этих краях...
Читать полностью
В центре киноповествования – история москвички Ксении. Личная жизнь не удалась: одна растит сына, работа – дом… Встреча с банковским служащим Егором, казалось, должна в корне изменить судьбу. Молодой человек хорошо зарабатывает, культурный, вежливый. Но что-то не так… Возможно, отсутствие взаимопонимания отчима и пасынка тому причиной. Ксения не может разобраться.
А в это время служащий в Грузии в составе российских миротворческих войск отец Артема активно приглашает сына на отдых. В этих краях живут его мать и отец. У дедушки с бабушкой в горном селении мальчику будет хорошо, он наберется сил перед новым учебным годом. Поколебавшись, Ксения соглашается отправить сына на юг. Ведь отец будет рядом, если что…Сколько раз ей придется пожалеть о принятом решении! Мальчик попадет в самое пекло локальной войны – конфликта Тбилиси и Цхинвала.
У Андрея Богословского есть задушевная песня о мальчиках, рисующих войну. Пусть и дальше они, поется в этой песенке, знают войну только на бумаге… Увы, уберечь детей от ужаса истребления человека человеком порой не удается. И виноваты в этом не мирные жители, а политики, которые не могут договориться.
Детское сознание – далеко не взрослое. Попав в самое эпицентр военного конфликта, ребенок не может оценить объективно все риски, трагизм, последствия того, что происходит. Он по-прежнему живет мечтой о «супергерое», который прилетит на вертолете или в космолете и всех спасет. Ему мерещатся трансформеры, которые шагают по земле, изрыгая огонь и свинец. Справиться с ними просто: надо лишь выключить кнопку на мониторе…
В жизни, увы, все не так. И кровь настоящая, и боль невыносимая. Но почему же из-за бездарности политиков должны страдать дети? Ксения, примчавшаяся из Москвы, ищет сына. Для нее нет преград: пусть вокруг дым, огонь, руины, копоть обожженных зданий, пули снайпера. Она ничего не боится. Найдет Артема в больнице. Мальчик, наконец, скажет долгожданное «мама».
Светлана Иванова справилась с ролью хорошо. Единственное замечание: она не всегда ведет себя в кадре «по-женски». Встречая на своем пути столько горя, отчаяния, трогательных персонажей, актриса ничем не выдает своего отношения к происходящему. Действует, как «запрограммированный объект по поиску сына», и словно бы тоже находится в какой-то компьютерной игре, «проходит уровень». В фильме «Август. Восьмого (2012)» много спецэффектов, зрелищных моментов, эпизодов. Чувствуется, что в процессе съемки были освоены немалые средства. В других ролях снялись М. Матвеев, А. Олешко, Е. Бероев.
Джаник Файзиев, постановщик фильма, к сожалению, не сумел остаться «над схваткой». А это высший пилотаж для режиссера, писателя, журналиста. Насколько ценнее бы стали выводы, сделанные самими телезрителями, без навязчивой подсказки «сверху». Все в фильме Д. Файзиева – от первого до последнего кадра – пронизано желанием «обелить» кремлевских командующих и припечатать коварного Саакашвили. Из-за этого во время просмотра возникает какая-то неловкость, сродни недоверия ко всему киноповествованию. А как же аргументы другой стороны? Они будут выслушаны? Похоже, режиссер такой «никчемной» проблемой даже не озаботился.
Параллельно с фильмом «Август. Восьмого (2012)» были отсняты несколько кинолент зарубежными кинематографистами. Подход в них другой: сдержанно-объективный.
В конечном счете проголосует, конечно же, кинозритель.