Цена свободы
«Я живу в Америке уже 20 лет, я такой же американец, как и яблочный пирог» - говорит иранец своей маленькой дочери в их американском доме, целиком пропитанном традициями и культурой Америки. Позже он клянется на книге священного Корана, что не сделает ничего, что подвергло бы опасности жену и дочь в их совместной поездке к нему на родину в Иран.
Так начинается этот фильм – с семейных сцен, наполненных духом любви и доверия, с домашнего уюта и веселых летних дней в коттедже на берегу озера.
Уже в...
Читать полностью
«Я живу в Америке уже 20 лет, я такой же американец, как и яблочный пирог» - говорит иранец своей маленькой дочери в их американском доме, целиком пропитанном традициями и культурой Америки. Позже он клянется на книге священного Корана, что не сделает ничего, что подвергло бы опасности жену и дочь в их совместной поездке к нему на родину в Иран.
Так начинается этот фильм – с семейных сцен, наполненных духом любви и доверия, с домашнего уюта и веселых летних дней в коттедже на берегу озера.
Уже в аэропорту столь счастливая картина семейной жизни начинает давать трещины. Иран изменился после последней революции, что привело к повсеместному насаждению религиозных мусульманских догм, в том числе выражающихся и в определении места женщины: ее облика, ее поведения и ее как внешней, так и внутренней морали. При этом догмы закреплены законом.
Главная героиня драмы Бетти вынуждена немедленно закутаться в безразмерный халат, дабы спрятать себя и не волновать окружающих своим довольно скромным по меркам светских стран Америки и Европы видом. Чуть позже на улице к ней подбегает вооруженный патруль, агрессивно и в ультимативной форме требующий спрятать все до единой волосинки под платок.
Ультиматум – вот чье, прежде всего, давление ощущает Бетти на протяжении многих месяцев, проведенных в Иране в глубоко религиозной семье мужа. И, несмотря на клятву на Коране, тот не собирался и не собирается возвращаться в Америку. А на вопрос Бетти, заданный его семье, не является ли это попранием священных положений Корана, получает четкий и ясный ответ: Аллах простит ему. Как простит моральное унижение и побои.
Иран на всех уровнях – от мужа, его семьи и соседей до американского отделения в Швейцарском посольстве и жестких по отношению к женщинам законов страны – противоборствует стремлению Бетти покинуть его негостеприимный край.
Между тем, помимо сопротивления Бетти интересны внутренние сомнения и переживания ее мужа. Он возвращался в Иран как возвращается блудный сын, полный сожаления и раскаяния и вместе с тем гордясь произошедшей революцией во имя ислама, что считает единственно правильным для своей страны. Но почти сразу его воспитанный за 20 лет проживания в Америке здравый смысл открывает ему глаза на действительное положение дел: на данном этапе Иран почти разрушен, некогда успешно действующие заводы и фабрики разорены, больницы и школы бедны, и вместо экономического и культурного подъема страна испытывает острейший кризис.
Замечает это не он один, а потому у Бетти все же появляется шанс вернуться домой, заручившись помощью сочувствующих ей образованных и более заинтересованных в судьбе страны, чем это принято, иранцев.
Этот фильм можно рассматривать как представление одной из многочисленных форм насилия мужчины над женщиной, в данном случае выраженной в принудительном ограничении свободы перемещения и прав вести светский образ жизни, подкрепленных религией и ее положениями, в данном случае исламом.
Фильм отлично снят, достоверно воплощая агрессивно-религиозную среду, в которой довелось побывать американке, вышедшей замуж за мусульманина и уехавшей с ним в Иран. Актерский состав не вызывает нареканий. Несколько жестоких сцен подчеркивают серьезность темы, вызывая искреннее сочувствие и желание преломить ход событий.
В итоге зрителю предстает социально-психологическая драма, более жизненная, чем хотелось бы человеку, ценящему смысл слова «свобода».
9 баллов из 10