Самый неудачный фильм с самой восхитительной актрисой. Или – романтизация хама в Оксфорде.
Это очень странный, нудный и скучный фильм. Несмотря на великолепную Джейн в главной женской роли. Я не случайно обмолвился насчет «женской», потому что Джейн Биркин (студентка и дочь декана «Флора Финлейк») мелькает едва ли не четверти общего картинного времени. Да еще, при отсутствии дубляжа, слушать её любовные заигрывания или эротические фантазии, озвученные гнусавым голосом переводчика-мужчины, – несколько странно.
Зато этот гнусавый голос как нельзя лучше подходит к главному...
Читать полностью
Это очень странный, нудный и скучный фильм. Несмотря на великолепную Джейн в главной женской роли. Я не случайно обмолвился насчет «женской», потому что Джейн Биркин (студентка и дочь декана «Флора Финлейк») мелькает едва ли не четверти общего картинного времени. Да еще, при отсутствии дубляжа, слушать её любовные заигрывания или эротические фантазии, озвученные гнусавым голосом переводчика-мужчины, – несколько странно.
Зато этот гнусавый голос как нельзя лучше подходит к главному положительному герою, заполоняющему собой экран итальянский (вообще-то неплохой, в других фильмах) актёр Алессио Орнано. Потому что весь фильм – история о том, как ведет себя неотесанная и не желающая учиться, но предельно наглая и полная самомнения персона, попавшая каким-то чудом в страну вежливости и традиций, в Оксфорд.
Строго говоря – такая тема – неплохой сюжет для комедии. Но режиссер Уго Либераторе явно симпатизирует своему главному герою, и создает для зрителя неспешную (видимо, представление режиссера об «английском стиле жизни»?), нудную драму. После которой долго спрашиваешь себя не «зачем я это смотрел?» - тут-то все ясно, кто не «поведется» на Джейн Биркин в расцвете красоты?
Нет, после просмотра мучаешься вопросом: «зачем было снимать такую вялотекущую драматическую историю о парне, который приехал в Англию, но не желает соблюдать английских традиций, не хочет учиться (каким чудом он попал в университет, для зрителя тайна, все его рассказы о Борджиа, Медичи и Макиавелли скучны и на уровне гуманитарного колледжа), жаждет, чтоб все его любили, но добивается этого при помощи: изощренных оскорблений, избиений сидящего, группового изнасилования пьяной. В целом, я решил, что режиссеру удалось создать образ современного человека, стопроцентно соответствующего определению «тупой хам». И в этом состояла его цель! Но внезапно я прочитал в авторитетном источнике, что Уго Либераторе снял этот фильм оттого, что в те годы в Англии отчего-то плохо (гм, «отчего-то? – да посмотрите фильм и поймете!») относились к итальянцам. Режиссер решил «опустить» старую недобрую Англию. Ославить некорректное отношение англичан к итальянцам.
Да только беда – даже Антагонист «великолепного» Валерио от Орнано, Родрик в исполнении Джона Стайна, выглядит вызывающим куда больше сочувствия, чем главный герой. Англию есть за что позорить, наверное, но в данном конкретном случае фильма «Белая Язычница или Майское утро» - увы, не вышло. Потому что правда пробивается с экрана вопреки режиссерским намерениям, и мы видим, что Валерио – наглый и неумный хам, а Родрик – воспитанный, трудолюбивый парень. Умудряющийся раз за разом достойно (не срываясь в ответное хамство) выдерживать все нападки Валерио.
Понравилась малоизвестная мне актриса Розелла Фалк в роли обделенной сексом и мужским вниманием вообще матери героини Биркин, жены вечно занятого оксфордского декана. Но и её роль постановщики бездарно «слили» - а эта роль единственная пробуждала интерес – появится ли в фильме романтическая линия между умудренной жизнью миссис Финли и Валерио, сможет ли леди «обтесать» хама, дать ему понятия о жизни в человеческом обществе, раз уж этим не озаботились ни родители героя Орнано, ни режиссер? Но нет – линия миссис Финли невнятно была скомкана. Больше, пожалуй, мне в картине ничего не понравилось вообще – редкий случай для фильмов с Джейн Биркин. Хотя нет – понравилась сцена её изнасилования, реалистично снято. Симпатичны и английские пейзажи вокруг Оксфорда. Еще понравились знаменитые оксфордские лодки с любовно отлакированными бортами и днищем. И плывут на них красиво: сели, гребут.. плывут, плывут… плывут… просыпаешься только тогда, когда Валерио вновь кого-нибудь не по делу обхамит.
Зачем сняли этот фильм? Если действительно Уго Либераторе снял его для того, чтоб показать моральную распущенность англичан (в лице Биркин), их гнусное лицемерие (в лице её папы профессора Финлейка и героя Джана Стайнера), то вышло у него противоположное: яркое (это если не заснете во время излишне растянутого фильма) обличение необразованности и хамства. Только оптимисты могут рассматривать этот фильм как противопоставление двух культур – английской нордической, и яркой романской. Один хам культуры еще не делает. А в фильме, к счастью, нет другого героя, похожего на Валерио, – учиться не хочет, дружить не хочет, всех оскорбляет и жаждет, чтоб его все любили. Иначе – отомстит: радостно примет участие в скотском изнасиловании прилежной, но немного легкомысленной студентки Флоры.
Это единственный фильм с Биркин, который я НЕ рекомендую к просмотру, не больше 3 из 10 (по баллу за пейзажи, игру Биркин и Стайнера).