Затуманенный сюжет, или неадекватная критика
Одноименная повесть Василия Быкова стала основой для нового фильма Сергея Лозницы. Действия картины происходят в Белоруссии во время второй мировой войны. В 1992 году на железнодорожном полотне четыре человека организовали диверсию. Их ловят немцы и приговаривают к повешению. Но, к удивлению немецкие солдаты одного из четверых отпускают. Сущеня – это фамилия путевого обходчика, отпущенного немцами. Когда он возвращается домой, его обвиняют в измене государству. Ночью к молодому человеку...
Читать полностью
Одноименная повесть Василия Быкова стала основой для нового фильма Сергея Лозницы. Действия картины происходят в Белоруссии во время второй мировой войны. В 1992 году на железнодорожном полотне четыре человека организовали диверсию. Их ловят немцы и приговаривают к повешению. Но, к удивлению немецкие солдаты одного из четверых отпускают. Сущеня – это фамилия путевого обходчика, отпущенного немцами. Когда он возвращается домой, его обвиняют в измене государству. Ночью к молодому человеку приходят двое партизанских солдат, получивших приказ убить предателя. Но, не обращая внимания на пущенные слухи, Сущеня пытается доказать свою невиновность. Он является человеком с большой буквы.
Фильм «В тумане» вызвал много критики. Но, как уже доказано, критикуют то, что наибольше затронуло и то, что действительно является качественным. Можно утверждать, что впервые за многие годы появился фильм, показывающий настоящую жизнь во время войны. Сергей Лозница сделал это без всякого рода невежества и хамства. Он не упустил ни единого момента. Казалось бы, это идеальное кино. Но есть один момент. Режиссер Лозница ни на шаг не отступает от повести Быкова. Он не вносит никаких корректур в тексты, которых, в принципе, прозвучало немного. И появляется вопрос: может это экранизация Василия Быкова, а не фильм Сергея Лозницы? Но скорее всего, это не важно. Важен результат. А он оказался отличным.
Фильм длится больше двух часов. На протяжении этого времени зритель чувствует себя полностью выбитым из колеи. На первый взгляд, это довольно спокойная кинокартина, но она держит сознание в постоянном напряжении. Очень часто по коже проскальзывают мурашки, а дыхание замирает, как бы забывая о своей жизненно-важной функции. В телефильме отсутствует музыка, также нет звуков разной степени динамики.
Присутствует большинство приглушенных звуков и систематических выстрелов.
«В тумане» Лозница показывает и доказывает, что какие-либо гуманистические идеи не могут ужиться с абсурдом реального бытия. И он твердит, что каждое убийство имеет свой мотив, но ненаказанным не остается и оправдания ему не бывает ни при каких условиях.
Также режиссер пытается донести, что справедливой войны не бывает, она обязательно перерастет в войну гражданскую, в войну среди людей. Он развевает сложившийся в веках миф о войне и стучит в подсознание ко всем телезрителям, чтобы вывести проблему войны на внутренний уровень экзистенциализма.
Действительно война – это страшное время. Особенно в тылу. На фронте ясно: вот враг, его уничтожить надо, значит, не колеблясь, стреляй, убивай.
А в тылу, как понять, кто твой сосед? Да ещё если он у немцев побывал, а они его отпустили. Быстрее всего у каждого возникнет подозрение, что он предатель. И как быть этому человеку, если он не предатель, если он порядочный человек, как доказать это?
Очень больно было слышать слова Сущени: «Немцам верят, а мне нет. … Даже жена сомневается».
И вот такой обидный конец и у фильма, и у несчастного героя этого очень мучительно грустного фильма.
Но фильм, по-моему, сильно затянут. Затянутые, длинные кадры, переполнены абсолютно лишними деталями и невнятными действиями. Очень тяжело и, если честно, скучно было смотреть больше двух часов это горькое, неспешное, унылое повествование, хотя, конечно, очень правдоподобное.