Гори, гори ясно, чтобы не погасло…
Следует сразу заметить, что картина «День гнева» представляет собой крайне не простое кинематографическое явление. В каком-то смысле он влияет на сознание зрителя таким образом, что последний может значительно изменить свои моральные принципы и взгляды на жизнь, в целом.
Должен признать, что раннее творение Дрейера оправдывает ожидание того, кто отважился его посмотреть. Слово «отважиться» я подобрал не зря, ведь сейчас для того, чтобы посмотреть старый черно-белый фильм, многим зрителям, в...
Читать полностью
Следует сразу заметить, что картина «День гнева» представляет собой крайне не простое кинематографическое явление. В каком-то смысле он влияет на сознание зрителя таким образом, что последний может значительно изменить свои моральные принципы и взгляды на жизнь, в целом.
Должен признать, что раннее творение Дрейера оправдывает ожидание того, кто отважился его посмотреть. Слово «отважиться» я подобрал не зря, ведь сейчас для того, чтобы посмотреть старый черно-белый фильм, многим зрителям, в самом деле, требуется отвага. Так уж утроено современное общество любителей кино – им подавай только зрелищные фильмы с массой различных спецэффектов. Да и вообще стоит сказать, что любая драма требует отваги у того, что собрался ее посмотреть. Подобные фильмы являются очень тяжелыми, так как имеют большую смысловую нагрузку.
В фильме Карл Теодор Дрейер рассматривает не только сам суд средневековой инквизиции, как сообщество религиозных фанатично настроенных людей, но и пороки и страсти самого обычно общество тех времен. Толпы людей, которые постоянно собираются вокруг кострищ, на которых сгорают порой невинные люди, жаждут увидеть зрелище. Весьма забавно то, как мы вообще смогли прийти к такому строю общества, где все толерантны и терпеливы друг к другу, ведь со времен Древнего Рима люди сгущались там, где другие люди убивали друг друга. Дилемма, однако, но не об этом разговор. Мы наблюдаем, как духовенство преследует старую женщину по имени Марта Герлоф, которая обвиняется в связи с Нечистым и отступничеством от законов Божьих.
Испугавшись того, что ее ждет непременная казнь, она в надежде найти убежище заходит в дом священника Абсалона Педерсена, который некогда спас такую же невинную душу, но сделал он это исключительно ради того, что затем жениться на дочке спасенной женщины, Анне. Именно с этого момента начинается развитие всех главных событий, которые будут развиваться в доме «святоши». Режиссер все же решает отправить старую Марту гореть пламенем очищения и сосредотачивает все наше внимание на Анне, которая испытывает чувства к сыну Абсалона – Мартину. Она терзает себя мыслями о запретной любви, начинает ненавидеть устои своего общества и питать к нему злобу. Она сокрушается над тем, что живет среди людей, которые живут по канонам, запрещающим ей чувствовать себя счастливой.
По-моему, Дрейер все-таки поторопился сжигать бедную старушку Марту. Было бы намного интереснее, если бы вся семья священника решала, как поступить с ней, узнавая по ходу при этом о своих пороках. Хотя в этом случае, фильм больше походил бы на триллер или детектив, а замысел режиссера все же заключался в другом. С самого начала фильма я не переставал сопереживать Марте, однако режиссер был безжалостен, если позволите так выразиться. Остальные герои со всеми их грехами и потаенными страстями у меня вызывали неприязнь. А потом мне и вовсе стало их жалко.
Карл Теодор Дрейер смог сделать воистину настоящий шедевр, склеив самые простые и обычные явления между собой. Обидно, конечно, осознавать то, что подобные фильмы быстро забываются, хотя в какой-то степени актуальны по сей день. Да, сейчас нет суда инквизиции, и людей уже давно не сжигают, но людские-то пороки до сих пор живы, а посему и фильм имеет право на жизнь. Сейчас эти фильмы лежат где-нибудь на полке и покрываются слоем пыли, пока новоиспеченные режиссеры штампуют свои «гениальные» фильмы. От этого становится горестно.
Есть еще один весьма интересный факт, который связан с этим фильмом. Когда он снимался, Дания была оккупирована немцами, так вот поэтому я задаюсь вопросом: Какже Теодор Дрейер смог снять свой «День Гнева»? И, признаться честно, я искал в фильме хоть какие-нибудь намеки на то страшное время, однако только ничего найти не смог. Пару небольших отсылок все же присутствуют в картине, однако режиссер, по моему мнению, верил в то, что подобное явление, как война, не в силах помешать ему снять кино на совсем другую тематику. Поэтому он решил не включать в свой фильм какие-либо отсылки к той страшной эпохе, в которой он жил.
Когда я в первый раз увидел постер фильма, я ожидал увидеть на экране что-то менее ужасающее и более спокойное и одухотворенное, что свойственно стилю Дрейера в те года. Но здесь я увидел настоящую жизненную драму без всяких поблажек. «День Гнева» - гениальное и уникальное кино, которое должно изучаться стундентами киношкол и других подобных заведений.