Звезда родилась, звезда умерла…
Как и героине этой драмы, первой обладательнице «Оскара», актрисе Лауре Огасте Гейнор, тоже пришлось заменить имя на более звучное «Джанет». Но на этом сходство актрисы со своим персонажем и заканчивается. И мастерство Джанет Гейнор – в том, что когда смотришь на образ молоденькой и во многом наивной «инженю», уже не задумываешься, что самой исполнительнице главной роли давно перевалило за тридцать.
Вообще, фильму, «прожившему» вот уже скоро восемьдесят лет, и, несмотря на это, до сих пор...
Читать полностью
Как и героине этой драмы, первой обладательнице «Оскара», актрисе Лауре Огасте Гейнор, тоже пришлось заменить имя на более звучное «Джанет». Но на этом сходство актрисы со своим персонажем и заканчивается. И мастерство Джанет Гейнор – в том, что когда смотришь на образ молоденькой и во многом наивной «инженю», уже не задумываешься, что самой исполнительнице главной роли давно перевалило за тридцать.
Вообще, фильму, «прожившему» вот уже скоро восемьдесят лет, и, несмотря на это, до сих пор смотрящемуся с интересом, «десятку» надо ставить автоматически. Но игра самой Гейнор (несмотря на отсутствие в киноленте её «постоянного партнера», сотрудничеством с которым в десятке картин она и обязана своему «Оскару», Чарльза Фаррелла), актерские работы Фредерика Марча («кинозвезда Норман Мейн», превратившегося в «мужа Пугачевой»... то есть, конечно же, «мистера Викки Лестер» по фильму) и легенды немого и звукового кино Адольфа Менжу – позволяют поставить драме «Звезда родилась» 10 из 10 по полному праву.
К слову, как и Менжу (как и Фаррелл, и Марч), сама Гейнор начинала еще в немом кино, но смогла (в отличие от многих и многих звезд той эпохи) полностью приспособить утонченную мимику актрисы немых фильмов к звуковым лентам. Впрочем, актеры играющее главные роли в «Звезде..», смогли пройти сразу через обе революции в киноискусстве: от немого кино – к звуковому, от чёрно-белых фильмов – к цветным (если кто-то думает, что это было легко, читайте мемуары артистов и режиссеров тех лет, или, на худой конец, роман Гарольда Роббинса об этой эпохе).
На первый взгляд может показаться, что в основе сюжета картины лежит тривиальная мысль о вреде алкоголизма. На самом деле это не так. Кинокартина гораздо глубже, – и трагичность судьбы её главного героя (прости, Джанет Гейнор, но история твоей Героини слишком уж предсказуема), не в увлечении спиртным (от которого, его, кстати, избавляет любимая), а в недостатке личного мужества и чрезмерной злобе Голливуда к своим бывшим кумирам. Если ты – скандалист, если ты – о, ужас! – не подлизываешься к пишущей братии и голливудским боссам, то, стоит пару раз оступиться, «снизить сборы» - тебя затравят за грехи реальные и вымышленные. А если уж еще и жена станет «большей звездой», чем ты - то положение артиста станет и вовсе унизительным (странно, правда, что в те годы считалось унизительным быть «мужем Викки Лестер» а сегодня положение «мужа Пугачевой» никого не стыдит?). Вот эту растерянность и боль из превращения из знаменитого «Нормана Мейна» в «мистера Лестер» нам превосходно показывает Фредерик Марч. Его герою сочувствуешь с мыслью: парню бы больше стойкости! Но и так он находит весьма достойный выход из положения (нет, что вы, я вовсе не намекаю, что Киркорову или Галкину нужно бы пойти искупаться в океане!:) ). Хотя этот выход может показаться капитуляцией. тем не менее, герой Марча, своим последним поступком дает еще один толчок карьере своей супруги-«звезды». Что поделать, таковы голливудские нравы (и правила шоу-бизнеса вообще).
В те годы, когда актеры еще не привыкли к «полной публичности», умноженной на больную фантазию журналистов, судьбы вполне реальных, а не «киноэкранных» «звезд» кончались трагически именно по этим причинам (посмотрите ремейк этого фильма 1954 года с Джуди Гарленд и загляните в мою рецензию узнать кое-что о судьбе этой актрисы). Насколько помню, первым бить камеры папарацци, невозмутимо платя штрафы, начал вообще не актер, а великий теннисист Джон Макинрой. Актеры же, в итоге, смирились со своей «полной публичностью». А их продюсеры научились извлекать прибыль даже из несимпатичных скандалов. Увы, до этого «мастерства» в 1937 году было далеко и герою Марча, и герою Адольфа Менжу (блистательно сыгравшего Оливера Нильса, «доброго» продюсера Мейна, а потом и Викки). Так что фильм вышел, в какой-то степени, знаковый.
Несмотря на всю драматичность, даже трагедийность, кинокартина «Звезда родилась» не лишена комедийных элементов – много юмора в диалогах («Ты меня сфотографируешь? Я тебя сам сейчас отфотографирую до смерти!»), а уж чего стоят эпизоды с первым гримом Викки, или момент, когда Оливер Нильс с помощниками изобретает ей псевдоним! Финальный диалог бабушки просто шикарен, как и фотографирование в стиле немого кино на последних секундах киноленты. Рекомендую смотреть всем, не только тем, кто интересуется «историей кинематографа».