«Панк молебен» по кронпринцу от Миклоша Янчо :)
Эта потрясающая по красоте лента от венгерского режиссера, уже давно записанного в классики кино, несомненно, отличается будоражащей, беспокойной красотой. Фильм – не то чтобы «великолепен», но моё первое впечатление было вполне близко к такой характеристике. Главное в кинокартине Миклоша Янчо это не эротические сцены (которых тем не менее достаточно), не архитектура замка Загреба (под которым подразумевается знаменитый замок Майерлинг) и пейзажи вокруг него – нет, картина, по сути – об...
Читать полностью
Эта потрясающая по красоте лента от венгерского режиссера, уже давно записанного в классики кино, несомненно, отличается будоражащей, беспокойной красотой. Фильм – не то чтобы «великолепен», но моё первое впечатление было вполне близко к такой характеристике. Главное в кинокартине Миклоша Янчо это не эротические сцены (которых тем не менее достаточно), не архитектура замка Загреба (под которым подразумевается знаменитый замок Майерлинг) и пейзажи вокруг него – нет, картина, по сути – об одиночестве (несмотря на десятки обнажённых тел в кадрах) и безумии, которое наступает у слабых духом людей от этого одиночества. «Частные пороки…» - это тот фильм, который обязательно нужно посмотреть один раз, но ни в коем случае не пересматривать сразу же! Потому что есть риск, что, со второго просмотра, начнешь критиковать…
«Пороки и добродетели» сняты настолько гениально, что режиссеру прощаешь полнейшее игнорирование реальности. – Да этот фильм и не о реальности. Кинокартина – нечто среднее между профессиональным «хеппинингом», выполненным на высочайшем художественном и эстетическом уровне, и – сюрреалистической притчей. Несмотря на великолепные костюмы, соответствующую эпохе музыку, он историчен не более чем на 1 процент. Так, прекрасная Мария Вечора, превращена в гермафродита. И несчастный кронпринц не может поэтому ни жениться, ни выйти замуж за этот феномен природы. И сходит с ума, планируя сексуальную революцию в 19-ом веке, протестуя против «косности» в духе современных «пусек». Если включить мозги или критическое восприятие – становится безумно жаль красивой любовной истории развратного венценосного тридцатилетнего сифилитика (наградившего этой болезнью и свою двадцатилетнюю жену, бельгийскую принцессу, о которой так уничижительно отзываются герои фильма) и его юной «фанатки», - а Мария Вечора с 14 лет собирала фотографии Рудольфа, в 16 лет вступила с ним в связь.
Фильм рекомендуется смотреть исключительно из-за его красоты. Тем более, что современные режиссеры, как один, снимают эротику крайне однообразно и скучно. О, Миклош Янчо показывает мастер-класс по многообразности извращений и просто красивых любовных игр! Тем не менее, фильм – вовсе не порно. Но вот версия режиссера, что тридцатилетний наследник престола Австрийской империи творил непотребные даже для 21 столетия (что уж говорить о более благородном XIX веке!) эксперименты в области свального греха исключительно с целью протеста против режима – просто смешна.
На самом деле причина трагедии прозаичней:
Понятно, что никакого будущего у кронпринца Рудольфа и 17-ти летней его фанатки (третьей дочери дипломатического работника) быть не могло. К тому же принц, что называется, «болел и не лечился» - не исключено, что он заразил и восторженную Марию.. Поэтому, версия «двойного самоубийства по сговору» - как раз в духе прославившегося, к тому времени, своей смертью с подругой фон Клейста, – представляется наиболее убедительной, а вовсе не «имперской пропагандой». Да и сами протесты Рудольфа (в фильме он моложе и красивей, чем в реальной жизни), удивительно актуальны и смелы. Харкать на портреты возвеличивших Австрию фельдмаршалов, принимать генералов, не прекращая массажа члена – вот ведь в чем самая шикарная, «здоровская» свобода! Травить собаками гвардейцев, раскрывать тайны о зоофилии героев – «они были так увлечены героизмом, что не успевали ухаживать за женщинами и поэтому удовлетворяли потребности с индюшками», насиловать свитских офицеров, пригласить на прием знать – которой не отказаться от приглашения к кронпринцу, - и подсыпать наркотиков с возбудителями, перетрахать достойных придворных дам (они же «свободны» духом, ага) – все это такие гнусности, перед которыми меркнут мерзости распутинщины.
Тем не менее, Распутин в западной фильмографии – злодей, а вот кронпринц Рудольф, благодаря Миклошу Янчо и блестящей игре Л. Балажовича - герой, как и наивная школьница-баронесса (превращенная в некое аномальное существо, великолепная работа Терезы Энн Савой!) – и вовсе борец с режимом. Не удивлюсь, если, после просмотра фильма каким-нибудь членом Европарламента, кронпринцу Рудольфу Габсбургскому будет вручена какая-нибудь премия Сахарова. :) Посмертно.
Но фильм все же изумительно красив почти каждым кадром. Смотришь, не отрываясь, лишь изредка морщась и понимая, почему древние богословы толковали слово «прелесть» исключительно в негативном смысле. Фильм Миклоша Янчо – квинтэссенция Прелести.
Ну и конечно – мощная концовка. Если перетерпеть весь безумно красивый наркотически-гомосексуальный и извращенный перформанс, который предлагает нам Миклош Янчо, то концовка – как бы мы отрицательно не относились к героям – все равно способна растрогать и потрясти. Белые простыни утех становятся саванами, молодые и спортивные (а вовсе не тридцатилетние с залысинами алкаши) красивые герои гибнут. В последних кадрах режиссер совсем уж грубо – при помощи прямого текста – выдавливает из зрителей слезы. Наверное, именно поэтому слез и не появляется, появляется лишь восхищение работой маэстро: «надо же так красиво, так убедительно, ярко и мощно представить историю наркотического блуда чем-то прекрасным и значимым!».
Любопытный факт: одно из обнажённых тел в массовке принадлежит будущему парламентарию – Чиччолине, так что фильм ставит перед нами забавную загадку: "найди депутата"! :)