Кто больший антисемит – Шекспир, Аль Пачино или индийский англичанин Майкл Рэдфорд?
Перед нами очень красивая, до жалостливости проникновенная, костюмированная картина родившегося в Индии британца
Майкла Рэдфорда, имеющая отдаленную схожесть (по крайней мере, именами главный героев), с пьесой
Вильяма Шекспира «Венецианский купец». Впрочем,
по духу этот фильм, несмотря на название, куда большее отношение имеет или к «Списку Шиндлера», или хиту нашего двадцать первого века «Пианисту» с Броуди. В фильме многокрасочно показаны ужасающие условия прозябания еврейских менял в...
Читать полностью
Перед нами очень красивая, до жалостливости проникновенная, костюмированная картина родившегося в Индии британца Майкла Рэдфорда, имеющая отдаленную схожесть (по крайней мере, именами главный героев), с пьесой Вильяма Шекспира «Венецианский купец». Впрочем, по духу этот фильм, несмотря на название, куда большее отношение имеет или к «Списку Шиндлера», или хиту нашего двадцать первого века «Пианисту» с Броуди. В фильме многокрасочно показаны ужасающие условия прозябания еврейских менял в каком-то гетто (?) в Венеции эпохи Возрождения, и даже жалкие тысячи дукатов на которые можно приобрести десять груженых пряностями кораблей, - не могут спасти несчастных дельцов от прозябания и позорных «красных шапок». Кстати, непонятно, отчего режиссер отказался от желтых звезд Давида в 13-14 веках в гетто многих испанских городов, куда евреи удалялись, чтоб никто не мешал им жить и молится по-своему, такие носили. Очевидно, Рэдфорд посчитал, что его лента станет слишком уж похожей на кинохронику о судьбе несчастных в гитлеровской Германии. Но я его успокою: она и без того похожа. По первой части, где показан ужасающий быт лидеров сопротивления (поначалу - финансового) Шейлока и Тубала.
А вот концовка фильма вызывает уже другое подозрение: а не является ли имя «Майкл Рэдфорд» творческим псевдонимом Лили Рифеншталь? Несмотря на все старания когда-то уважаемого мной Аль Пачино, а его падение началось еще до этого фильма, да и в нем он не особенно «пал» - как сказали, так и играл, - взглянем на его Шейлока с точки зрения Торы во второй части фильма:
- «Клянусь Священным днем Субботой что мяса человеческого фунты я вырежу»
Гм. Напоминает антисемитскую истерию времен «дела Бейлиса», не так ли? Думаю, обвинители Менахема Менделя вполне допускали, что тот обращался с такими словами к несчастному Ющинскому. К сожалению, проницательного и принципиального Короленко в фильме «Венецианский купец» не нашлось. Как не нашлось в фильме и не единого верующего иудея. Верховная власть в лице дожа, даже «судья» в лице Порции (несмотря на, по шекспировской уже вине, несуразность речи, игра ЛиннКоллинс в этом фильме хоть чем-то да задевает, положительная оценка этому фильму обусловлена не только красивыми нарядами, но и её мастерством), - все они верят, что «правоверный иудей» (каким Рэдфорд и Аль Пачино позиционируют Шейлока) будет не просто «клясться», но и «клясться Субботой», при этом будет отрезать от живого человека (!) кровоточащее мясо. Если бы гетто в Венеции воспаленного разума Рэдфорда существовало, и в нем нашелся бы хоть один принципиальный рабби, героя Аль Пачиноединоверцы забили бы в этом гетто камнями, по тогдашней честности Веры-то. Во главе с Тубалом.
А в «апофигее» (не литературно, но точно передает смысл, когда апофеоз полностью заставляет офигевать) этот самый правоверный иудей Шейлок Аль Пачино еще и переходит в христианство! Нет, «выкресты» - явление более распространенное, чем об этом принято говорить в Израиле, но, сегодня, в основном, это или евреи, переходящие в «общую удобную» религию, или люди с сознательными богословскими взглядами. В те века, о которых якобы рассказывает нам фильм, даже ради спасения жизни евреи переходили в христианство крайне редко (за исключением феномена времен испанской реконкисты). О жизни Шейлока речи не идет он изменяет Богу ради бабла.
Собственно, в этом и ответ - был ли антисемитом Шекспир. Вряд ли. Во всяком случае, «Венецианский купец» - пьеса не о национальных особенностях еврейства, а о социальной специфике стяжательства.
«Он ненавистен мне тем, что деньги в рост дает он без процентов, 10 тысяч не пожалею, чтоб стравить крысу!» говорит настоящий-то Шейлок. Аль Пачино тоже вряд ли антисемит как указали, так и играл. Тем более, не он выкидывал огромные куски текста пьесы: Антонио, Бассано, Грациано и Лоренцо вовсе не «извращенные прожигатели жизни», которыми показали их (на доставшемся от пьесы материале) хорошие актеры: Айронс, Крис Маршалл, Файнс. Они бизнесмены, рисковые и опытные предприниматели. Совего рода "Моррели" (как в "Монте -Кристо") - а "Фараон" - и не один! - разбился....Зачем режиссер выкинул все их речи о делах из фильма, мне не представить.
- Вы больше огорчаете меня,
в моем сильнейшем чувстве сомневаясь,
Чем если б разорили впрах меня.
Где деньги есть: найдем их, без сомненья,
Под мой кредит иль в виде одолженья
Итог: «интересный» фильм, знатные актеры, но плюсики только за декорации, костюмы и игру Линн. Аль Пачино играет Адриена Броуди. Лавры Лили Рифеншталь стучат в сердце Рэдфорда, заигрался он: настолько привык, что евреи гонимы за правду, что побоялся прочесть «о чем пьеса». Или тупо струсил «общественного мнения» - вдруг Яков Кедми и "Натив" против будут?
возможно, но только не в наше время когда все друг друга тресут и обманывают
??? а "честность и порядочность" всех остальных персонажей ... ???